Педагогика » Эколого-краеведческое образование младших школьников » Место школьного краеведения в системе экологического образования учащихся начальных классов

Место школьного краеведения в системе экологического образования учащихся начальных классов

Страница 1

Экологическая грамотность школьников невозможна без глубокого знания природы родного края. Поэтому учителя максимально используют возможности краеведческого подхода в обучении. Однако это возможно лишь в том случае, когда учитель сам прекрасно разбирается в природе родного края.

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

В период перехода на новые учебные планы и программы, особое значение приобретают вопросы гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, становления и формирования ответственного отношения к ней. Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в начальной школе, поэтому успех эколого - краеведческого образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников.

Разработка новых учебных программ проводится с учетом отражения в них всех аспектов содержания современного образования:

- научно-познавательного;

- ценностного;

- нормативного;

- практически - деятельностного.

Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать .

Эколого - краеведческое образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т. е. позволяет осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрывает сущность происходящих экологических катаклизмов; помогает понять современные проблемы экологии, осознать их актуальность и вызвать стремление к личному участию в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.

Задача школы - дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для дальнейшего профессионально-ориентированного экологического образования.

В решении задач эколого - краеведческого образования учащихся начальной школы важное место занимает краеведческий подход, предполагающий комплексное изучение природы родного края. Выяснение роли школьной краеведческой работы в общей системе воспитания, в практике учебно-воспитательной работы образовательного учреждения позволяет рассматривать школьное краеведение как систему, представляющую комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Школьная краеведческая работа активизирует весь учебный процесс в школе, а сам характер краеведческой деятельности дисциплинирует учащихся, сплачивает их в дружный коллектив и позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и интересы каждого школьника, а также помогает учителям осуществить системный личностно-ориентированный подход в воспитании.

А.Е. Тихоновой, автор эколого – краеведческой программы «Твой родной край» считает, что наилучшим временем для изучения сведений о своем родном крае – возраст 9-11 лет и экологическое образование младших школьников на основе краеведческой работы имеет свою возрастную специфику, основными особенностями которой являются следующие:

- благоприятные возрастные особенности детей начальной школы для экологических воздействий, (как со стороны природных, так и социальных факторов)- наличие у младших школьников ярко выраженной готовности к осознанному построению своих взаимоотношений с окружающей средой;

- эмоционально-личностная предрасположенность детей этого возраста к участию в природоохранной деятельности, готовность (пока на бессознательном уровне) прийти на помощь людям и представителям растительного и животного мира;

- психофизиологическая закономерность перехода процесса познания окружающего мира от «простого наблюдения» к «наблюдению-анализу» и активное участие на этой основе в созидательной природоохранной; деятельности взрослых и др.)

Для получения наилучших результатов по экологическому образованию учащихся начальной школы целесообразно включать их в разнообразные виды эколого-краеведческой деятельности: познавательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную, художественно-эстетическую, трудовую природоохранную.

Основными формами работы по эколого - краеведческому образованию младших школьников с использованием краеведческого материала являются: урок, факультатив, экскурсии, туристические походы, беседы, игры, исследовательские проекты, индивидуальные учебные задания, конкурсы, ОКТД, праздники, викторины и др.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Задачи и содержание социально личностного развития
Социальное развитие ребёнка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жизни ребёнка и его отношений с взрослыми и своими сверстниками. В социальном во ...

Компетенция ПКПП-2
Компетенция ПКПП-2 – это профессиональная компетенция в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: «готов применять ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru