Педагогика » Формирование социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна » Коррекционно – развивающая программа по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна

Коррекционно – развивающая программа по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна

Страница 1

После проведения диагностики на основе полученных результатов нами была разработана коррекционно-развивающая программа по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна.

Пояснительная записка

Программа основывается на закономерностях развития в дошкольном возрасте. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

В программе отражены современные взгляды на возможности психического развития данной категории детей в процессе специально организованных коррекционно-развивающих воздействий. Она основывается на программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», а так же на «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б. Боряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой

Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми 4-5 лет с синдромом Дауна.

Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям. Она рекомендуется и для работы с отстающим в развитии ребенком в семье.

Содержание программного материала учитывает общие

принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников, а так же принципы: деятельностный, онтогенетический, единства диагностики, коррекции и развития.

Программа составлена с учетом:

– характера ведущей деятельности;

– структуры и степени выраженности нарушения;

– ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства;

– целей дошкольного воспитания.

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению общего развития детей имеет коррекционную направленность.

Цели и задачи

1. Коррекция недостатков социального развития;

2. Развитие навыков общения со взрослыми;

3. Развитие навыков общения со сверстниками;

4. Развитие культурно-гигиенических навыков;

5. Воспитание адекватного социального поведения.

Формы обучения: индивидуальная, подгрупповая.

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, показ, наблюдение, демонстрация.

Основные направления работы:

1. Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе.

2. Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

3. Подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социального приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

Требования к заданиям:

Эффективность коррекционной работы на занятиях по социальному развитию, если выполняемые детьми задания:

● активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую, моторно-двигательную сферы;

● соответствуют возможностям детей;

● активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;

● позволяют формировать и закреплять коммуникативные и культурно-гигиенические навыки;

● предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;

● способствуют всестороннему развитию личности ребенка;

● имеют практическое и общественное значение.

Исходя из теоретической части коррекционно-развивающей программы по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна, можно выделить три основные направления, на основе которых будут строиться занятия в течении шести месяцев:

1. Формирование навыков взаимодействия с другими людьми.

Это направление является первым этапом в работе по формированию социальной адаптации. На основе сформированных навыков взаимодействия и установленных контактов будет проводиться дальнейшая работа.

Задачи направления:

1) Сформировать у детей способность подражать действиям взрослого;

2) Сформировать умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест;

3) Сформировать умение работать по образцу и по словесной инструкции.

4) Учить детей понимать цель действия;

5) Формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию( эмоционально, словесно, действиями).

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов
В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы ус ...

Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня притязаний младших школьников с целью активизации их познавательной деятельности
Для проведения педагогического эксперимента были организованы две группы младших школьников (экспериментальная и контрольная), состоящие из учеников с примерно одинаковым возрастным и интеллектуальны ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru