Педагогика » Содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста » Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников

Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников

Страница 1

Создание в детском коллективе вербальной атмосферы, которая знакомит ребенка не только с правилами-ограничителями, но и с правилами-побудителями. Педагог должен довести до сознания детей социальную сущность нравственных правил. Необходимо выделять из практики общения и одобрять случаи доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. Показывать последствия такого отношения, разъяснять социальную значимость.

Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.

Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):

- метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);

- художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:

- метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;

- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;

- личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.

3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.

Поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков. Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок, а не личность ребенка.

На основе выделенных нами уровней проявления толерантности, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии согласно нравственного развития личности, мы выделяем в содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте следующие этапы:

I. Основная цель – подача информации ребенку относительно основных законов и правил человеческого общежития. Знакомство ребенка с основными правами каждого человека при рассмотрении конвенции о правах ребенка. Как сказано в декларации принципов толерантности: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других».

Основными условиями, необходимыми для ознакомления старших дошкольников с правами человека является: наличие адаптированных текстов, владение родителей и педагогов соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей.

Особое внимание данной проблеме уделяется белорусскими педагогами. Так, Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикович, И.А. Царик рекомендуют проводить обучение по правам ребенка, во-первых, с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов и т.д. Во-вторых, особенно важным, по их мнению, для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и т.д., что позволяет детям наиболее полно реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формиро ...

Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности
В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 23 апреля 2009г. отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеко ...

Организация проектной деятельности на примере проекта «Строительство дачи»
Проектную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное. Сложность для реализации во время уроков составляют темы с большим информационным объемом, поскольку ученику освоить весь материал за один учебный час будет довольно затруднительно, здесь возможен вариант спаренных ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru