Педагогика » Содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста » Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников

Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников

Страница 2

В своей книге «Творческое разрешение конфликтов» (1984) американский специалист в области конфликтологии Б. Крайслер пишет, что дети зачастую бывают не толерантными потому, что не знают, как воспринимать культуру различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличие, знаковость как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной.

Одной из задач на данном этапе будет выступать профилактика закладывающихся стереотипов в этом возрасте. Основная цель - дать возможность каждому ребенку на основе знаний выработать чувство уверенности в себе; развивать комфортабельные и справедливые взаимоотношения с социальным окружением во всем его многообразии; развивать критическое мышление и способность защитить себя и других перед лицом несправедливости.

Задачи воспитания и обучения: развивать у детей, независимо от их цвета кожи, чувство уверенности в себе, гордости принадлежности к своей расово-этнической группе на реальных знаниях об образе жизни, о культуре и традициях людей разных этнических групп.

II. На втором этапе воспитания толерантности необходимо закрепить полученные ребенком знания, на основе которых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению людей. Здесь дети самостоятельно выделяют ситуации, в которых присутствует нарушение чьих-либо прав или примеры нетолерантного отношения, и оценивают их. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача – воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы: личный пример педагога, родителей; использование картинок и т.д.

III. Формирование устойчивого толерантного поведения, а также самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков. Обращенность на самого себя. Детям можно предложить вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсудить с ними - почему это происходило и как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.

Нам представляется, что воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов.

Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Половое воспитание как направленность воспитательной работы школы
Понятие воспитание многоаспектный вопрос. Рассмотрению данного феномена особое значение уделяется в педагогике и психологии. Так, исследователи по-разному трактуют данное явление. В нашей работе под воспитанием мы будем понимать понятие, предложенное педагогом Смирновым С.А., где это процесс целена ...

Использование информационно-коммуникационных технологий
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). Информационные технологии - это совокупность методов и программно - технических средств, призванная снизить тру ...

Развитие начальных логических приемов мышления как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников и повышения их уровня притязаний
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе для учителей. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформи ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru