Работа начинается с показа ученикам маленького пластмассового кубика синего цвета.
Учительница. Что вы видите у меня в руках?
Ученики (хором). Это кубик.
Учительница. Сейчас я запишу на доске, а вы напишите в своих тетрадях слово «кубик».
отличаются друг от друга, а потом найдем свойства, которыми все кубики похожи друг на друга.
Учительница берет со стола большой деревянный красный кубик (кубик 2) и маленький синий пластмассовый кубик (кубик 1).
Учительница. Кто скажет, какими свойствами второй кубик отличается от первого?
Ученик. Этот кубик красный, он большой и сделан из дерева.
Учительница на доске рядом со словом «кубик I» пишет «кубик 2» и затем выписывает эти свойства на доске, располагая их под словом «кубик 2». Ученики выписывают эти свойства в тетради.
Учительница. Теперь мы возьмем для сравнения третий кубик (красный стеклянный) и посмотрим, чем он отличается от кубика 2.
Ученики отвечают: маленький, разноцветный, стеклянный, прозрачный, бьющийся.
Учительница. А теперь запишем, какими свойствами отличаются кубики 1 и 3.
Ученики пишут.
Учительница. Свойства, которыми предметы отличаются друг от друга, называются отличительными свойствами.
Учительница далее берет со стола железный и стеклянный кубики и обращается к классу: «Найдите отличительные свойства этих двух кубиков». Ученики сравнивают Кубики и называют отличительные свойства. Они указывают, что один кубик тяжелый, а другой легкий. При сравнении железного и поролонового кубиков ребята видят, что одни кубики могут быть сделаны из твердого материала, а другие — из мягкого.
Затем ученики сравнивают железный кубик с бульонным кубиком и выясняют, что некоторые кубики могут быть съедобными. При сравнении блестящего кубика с кубиком, сделанным из дерева, ребята видят, что некоторые кубики являются блестящими.
Таким образом, ученики, научившись сравнивать предметы, не просто выделяют в них различные свойства, но и дают их сравнительный анализ, учатся видеть отличия предметов.
После этого следует перейти к понятию общих свойств. Вначале надо научить видеть общее в двух предметах. Вот как можно это сделать.
Учительница. А теперь проверьте, есть ли у кубика 2 такие же свойства, как у кубика 1.
Ученики в тетрадях под словом «кубик 2» последовательно выписывают: некруглый, несъедобный, одноцветный, неблестящий, непрозрачный, небьющийся, твердый, легкий.
Аналогичным образом проводится работа с другими кубиками:
сравнивают кубик 1 и кубик 3, кубик 2 и кубик 3 и т. д. Каждый раз учительница вместе с детьми выписывает общие свойства предметов.
После этого надо перейти к выделению общих свойств у нескольких, а затем — у всех предъявленных предметов.
Учительница. Вы сравнили несколько кубиков и увидели, что некоторые свойства кубиков могут меняться, а другие остаются неизменными. Скажите, какими свойствами кубики отличались друг от друга.
Ученики перечисляют свойства, которыми кубики отличались друг от друга.
Учительница. А теперь скажите, какими свойствами все кубики похожи друг на друга. Что есть у них общего?
Учительница помогает детям выделить общность формы: она поворачивает вначале один и тот же кубик разными гранями перед детьми и спрашивает, что они видят. Дети отвечают, что видят квадрат. Затем она берет еще несколько кубиков и повторяет процедуру. После этого спрашивает, что же у всех кубиков общего: у всех кубиков со всех сторон квадраты. Значит, говорит учительница, у всех этих кубиков одинаковая форма, за это они все и называются кубиками. Таким образом, ученики выделили общее для всех данных предметов свойство — кубическую форму.
Если ученики не смогут сразу назвать свойство формы, их можно попросить сравнить какой-нибудь кубик с цилиндром, потом с елочным шаром, затем с прямоугольным стеклом. Сравнивая кубик с этими предметами, ребята найдут общее свойство кубиков (кубическую форму), свойство, которого нет у других предъявленных предметов. Следующий прием — выделение существенных свойств предметов.
На доске висит календарь погоды. Учительница просит вспомнить детей о разных признаках, которые они научились выделять в предметах: отличительные, общие. После этого она просит найти те и другие при сравнении нескольких дней октября и ноября, представленных в календаре. К доске поочередно вызывается несколько учеников, которые отвечают, что рассматриваемые дни отличаются температурой, облачностью, осадками и т. д. Учительница после этого говорит, что они отличаются еще и тем, что одни были в октябре, а другие — в ноябре. Одни — четверги, а другие — пятницы. Указывает также еще несколько несущественных для погоды свойств и спрашивает детей, имеет ли значение для сравнения погоды дата, день недели. Дети отвечают, что это знать не важно, главное — какая температура, есть ли солнышко, есть ли дождь или его нет.
Предмет педагогической науки
Знание и опыт становятся наукой тогда, когда осознается и выделяется область действительности, которой она занимается (это объект науки), и тот, аспект, угол зрения, под которым она изучает явление (это предмет науки). Педагогика изучает образование, воспитание как специальную функцию общества и ка ...
Сущность, цель, задачи и функции внеклассной воспитательной работы
педагогов и младших школьников
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка. Согласно современной педагогической теории «внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельн ...
Определение социально зрелой семьи
1 этап. Каждая семья заполняет бланк №1 “Игровые роли”. Бланк №1. ИГРОВЫЕ РОЛИ 1. Муж Павлов Сергей Сергеев Михаил Иванович 2. Жена Семенова Катя Сергеева Анна Дмитриевна 3. Сын Степанов Сергеев Петр Михайлович 4. Дочь Даренко Оля Сергеева Анастасия Михайловна 5. Свекор (отец мужа) Осминин Роман Се ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.