Педагогика » Повышение уровня притязаний младших школьников как условие активизации их познавательной деятельности » Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня притязаний младших школьников с целью активизации их познавательной деятельности

Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня притязаний младших школьников с целью активизации их познавательной деятельности

Страница 1

Для проведения педагогического эксперимента были организованы две группы младших школьников (экспериментальная и контрольная), состоящие из учеников с примерно одинаковым возрастным и интеллектуальным показателем и с целью оптимизации направленного педагогического процесса нами была разработана экспериментальная методика, направленная на развитие уровня притязаний. Пред началом проведения экспериментальной методики обе группы тестировались по двум параметрам оценка уровня притязаний по методике Шварцландера, и оценка познавательной деятельности по методу М. Е Ермолаевой.

В течении двух недель в школе был проведен интенсивный курс по « Повышению уровня притязаний младших школьников с целью активизации их познавательной деятельности».

Таблица №1

Схема проведения эксперимента

№ п/п

Класс

Число испытуемых

Возраст

Используемая педагогическая программа

1

2

3

4

5

1

Экспериментальный 1«А» класс

14 учеников

6 – 7 лет

Экспериментальная методика

2

Контрольный 1 «Б» класс

15 учеников

6 – 7 лет

Общеобразовательная программа, д

В рамках этого курса при проведение занятий на формирование уровня притязаний и адекватной самооценки использовался принцип лимитирования времени, и принцип сплошного задания. (Когда при выполнении задания ребенок ставился в соревновательную позицию, и вынужден был постоянно работать с логическими схемами. Однако, разъяснения учителя помогали ученику преодолеть «своеобразную шоковую нагрузку на психику» Именно эту концепцию мы избрали при проведении эксперимента.) Важно понять в рамках оценки уровня притязания личности, чего мы хотим от ребенка. В рамках нашей деятельности важно сформировать адекватную самооценку, через повышение уровня притязаний. Эта задача, не простая. При ее выполнении необходимо учитывать большое число как педагогических, так психологических факторов. Уровень притязаний, а через него адекватная самооценка возможны только через совместную деятельность между учителем и учащимся. В противном случае соревновательность среди учащихся приведет к низкому уровню групповой сплоченности, чрезмерному индивидуализму, и как следствие развитие таких качеств как эгоизм и эгоцентризм. Во избежание этого при проведении исследования важно создать атмосферу группового взаимодействия, и только на этом фоне развивать познавательную деятельность. Лимитирование по времени, и непрерывная работа приводит к быстрому утомлению ребенка. Отсюда вытекает принцип постепенности, постепенного увеличения нагрузки на психику ребенка. Опираясь на эти три принципа активизации познавательной деятельности и возможно формирование адекватной самооценки внутри микрогруппы, через повышение уровня притязаний.

Для более эффективного повышения уровня притязаний целесообразно особое внимание обратить на формирование логических приемов мышления.

К числу начальных логических приемов относятся, как было указано, прием выделения свойств в предметах, прием выделения существенных свойств, сравнение и т. д.

Самое начало работы, когда учитель впервые обращается к логическим приемам, может быть построено разными путями. Мы в качестве примера приведем методику работы с начальными логическими приемами учительницы I класса одной из московских школ.

Для урока она заготовила специальный набор предметов: несколько кубиков разного цвета и размера, сделанных из различного материала; кусок поролона; блестящий шарик (елочное украшение) ; яблоко; тяжелую гирьку; прозрачное стекло. Этот материал учительница постепенно использует при формировании приема выделения свойств в предметах, сравнивая один из кубиков последовательно со всеми указанными предметами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Сущность социального воспитания подростков в учреждении дополнительного образования
Социальное воспитание- взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой со ...

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспит ...

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согла ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru