Педагогика » Повышение уровня притязаний младших школьников как условие активизации их познавательной деятельности » Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня притязаний младших школьников с целью активизации их познавательной деятельности

Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня притязаний младших школьников с целью активизации их познавательной деятельности

Страница 1

Для проведения педагогического эксперимента были организованы две группы младших школьников (экспериментальная и контрольная), состоящие из учеников с примерно одинаковым возрастным и интеллектуальным показателем и с целью оптимизации направленного педагогического процесса нами была разработана экспериментальная методика, направленная на развитие уровня притязаний. Пред началом проведения экспериментальной методики обе группы тестировались по двум параметрам оценка уровня притязаний по методике Шварцландера, и оценка познавательной деятельности по методу М. Е Ермолаевой.

В течении двух недель в школе был проведен интенсивный курс по « Повышению уровня притязаний младших школьников с целью активизации их познавательной деятельности».

Таблица №1

Схема проведения эксперимента

№ п/п

Класс

Число испытуемых

Возраст

Используемая педагогическая программа

1

2

3

4

5

1

Экспериментальный 1«А» класс

14 учеников

6 – 7 лет

Экспериментальная методика

2

Контрольный 1 «Б» класс

15 учеников

6 – 7 лет

Общеобразовательная программа, д

В рамках этого курса при проведение занятий на формирование уровня притязаний и адекватной самооценки использовался принцип лимитирования времени, и принцип сплошного задания. (Когда при выполнении задания ребенок ставился в соревновательную позицию, и вынужден был постоянно работать с логическими схемами. Однако, разъяснения учителя помогали ученику преодолеть «своеобразную шоковую нагрузку на психику» Именно эту концепцию мы избрали при проведении эксперимента.) Важно понять в рамках оценки уровня притязания личности, чего мы хотим от ребенка. В рамках нашей деятельности важно сформировать адекватную самооценку, через повышение уровня притязаний. Эта задача, не простая. При ее выполнении необходимо учитывать большое число как педагогических, так психологических факторов. Уровень притязаний, а через него адекватная самооценка возможны только через совместную деятельность между учителем и учащимся. В противном случае соревновательность среди учащихся приведет к низкому уровню групповой сплоченности, чрезмерному индивидуализму, и как следствие развитие таких качеств как эгоизм и эгоцентризм. Во избежание этого при проведении исследования важно создать атмосферу группового взаимодействия, и только на этом фоне развивать познавательную деятельность. Лимитирование по времени, и непрерывная работа приводит к быстрому утомлению ребенка. Отсюда вытекает принцип постепенности, постепенного увеличения нагрузки на психику ребенка. Опираясь на эти три принципа активизации познавательной деятельности и возможно формирование адекватной самооценки внутри микрогруппы, через повышение уровня притязаний.

Для более эффективного повышения уровня притязаний целесообразно особое внимание обратить на формирование логических приемов мышления.

К числу начальных логических приемов относятся, как было указано, прием выделения свойств в предметах, прием выделения существенных свойств, сравнение и т. д.

Самое начало работы, когда учитель впервые обращается к логическим приемам, может быть построено разными путями. Мы в качестве примера приведем методику работы с начальными логическими приемами учительницы I класса одной из московских школ.

Для урока она заготовила специальный набор предметов: несколько кубиков разного цвета и размера, сделанных из различного материала; кусок поролона; блестящий шарик (елочное украшение) ; яблоко; тяжелую гирьку; прозрачное стекло. Этот материал учительница постепенно использует при формировании приема выделения свойств в предметах, сравнивая один из кубиков последовательно со всеми указанными предметами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Практика обучения лексике у студентов языковых специальностей
Согласно некоторым исследователям, в ходе обучения лексике студент идет по пути использования различных стратегий и процессов, которые можно разделить на пять этапов, или шагов, состоящих в следующем: 1) иметь источники для нахождения новых слов, 2) добиться четкого образа (визуального или аудитивн ...

Национальная образовательная политика
В опрос "о сущности наций" — один из наиболее спорных и, пожалуй, самых запутанных в мировом обществознании. Очень часто употребление этого понятия то в европейском, то в традиционно-российском смысле приводит к путанице и взаимному непониманию. Что касается этнического происхождения чело ...

Развитие творческого потенциала учащихся на внеклассных занятиях
Два мира есть у человека: Один который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий. Основная цель внеурочных занятий по технологии - содействовать наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и развития детей: связи обучения с жизнью, познания детьми ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru