Педагогика » Состояние современного российского образования » Коммерциализация высшего образования – угроза интеллектуальному потенциалу России

Коммерциализация высшего образования – угроза интеллектуальному потенциалу России

Страница 1

С 1994 года доля финансирования образования из федерального и местных бюджетов неуклонно снижается,, в результате чего расходы Российского государства по этой статье в абсолютном выражении стали в 165 раз меньше американских. В связи с этим возникла реальная угроза снижения научно-образовательного потенциала. Потери финансирования обусловлены коммерциализацией при слабой законодательной и нормативно-правовой базе, позволяющей перемещать часть средств из государственных учебных заведений в частные структуры. Ситуация осложняется тем, что государственная власть стремится переложить бремя финансирования образования на самих учащихся и их семьи. Основной удар наносится по высшей школе, на долю которой приходится 1,5 % бюджетных расходов, что составляет ничтожную долю минимально необходимого финансирования. Для того, чтобы выжить в этих условиях, она вынуждена постоянно увеличивать приём студентов на платной основе. При этом технические вузы вынуждены открывать подготовку по специальностям, не имеющим отношения к их профилю (право, регионоведение, социология, банковский и туристический бизнес), но пользующиеся спросом на рынке труда.

Многие инженеры, врачи, учителя трудятся в сферах, не связанных с их профессией, только потому, что предлагаемая им зарплата недостаточна для элементарного выживания. Выпускники педагогических и медицинских вузов, выполняющие наиболее важные социальные функции – обеспечения сохранения и всестороннего развития жизненных сил человека, оказываются в числе наименее оплачиваемых категорий трудящихся. Они вынуждены, меняя профессию, искать на рынке труда другое применение своим силам или же предлагать свои услуги на коммерческой основе. Однако пользование такими услугами для большинства населения непосильно. В связи с этим назрела необходимость рассматривать проблему коммерциализации высшего образования в самом широком плане – с определения стратегических целей страны, обеспечения национальной безопасности Российского государства. На 1 января 2001 года в России 80 % выпускников вузов за последние 10 лет либо не имели работы вообще, либо работали не по специальности. Даже в Москве, где сконцентрированы 85 % финансовых ресурсов страны и имеются наиболее широкие возможности получить хорошо оплачиваемую работу, более 30 % выпускников относятся к категории вечно неустроенных и недовольных. Выпускники технических университетов редко получают на рынке труда работу по специальности, поскольку фабрики и заводы не функционируют, а наука находится в плачевном состоянии. Агроуниверситеты практически не распределяют специалистов по причине развала агропромышленного комплекса, молодых врачей не направляют в медицинские учреждения из-за финансовых трудностей. Врач, работающий дворником, людей не лечит, учитель, торгующий на рынке, детей не учит; музыкант, разгружающий уголь, в концертах не участвует, инженер, подрабатывающий на шабашках, общественных ценностей не создаёт.

Вряд ли можно считать разумным и то, что лучшие вузы России готовят кадры не для себя, а для развитых стран Западной Европы и США. Хорошо подготовленные за счёт скудного российского бюджета специалисты по математике, физике, химии, информатике, не имея спроса и приемлемых условий на российском рынке труда, эмигрируют в США, Канаду, Западную Европу, Израиль. Различные спецслужбы и частные фирмы иностранных государств беспрепятственно занимаются в России вербовкой и скупкой «мозгов». Ежегодный отток за рубеж молодых специалистов составляет 10 – 12 %, причём уезжают, как правило, наиболее перспективные кадры.

В последние годы остро встала проблема воспроизводства кадров, что обусловлено острейшим социально-экономическим кризисом в стране. Инженерно-техническая элита страны, занятая в советское время в отраслях, связанных с высокими технологиями, нередко опережающими высшие мировые достижения, оказалась в своей массе «ненужной». Значительная её часть вынуждена превращаться в лавочников, «челночников», мелких бизнесменов или пополнять ряды безработных. Среди основных проблем, касающихся материально-технической базы вузов, необходимо отметить физическое старение основных фондов вузов, нехватку учебно-лабораторных корпусов, устаревание лабораторного оборудования, недостаток мест в общежитиях для студентов и для преподавателей.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Определение понятия « выразительность речи»
Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной. Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, ...

Организация работы со слабыми и отстающими школьниками
На первый план в работе с неуспевающими школьниками должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно п ...

Особенности социализации и интеграции игровой деятельности дошкольников с нарушением слуха в общество здоровых детей
Социальное развитие ребёнка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. Особо подчеркивая р ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru