Педагогика » Развитие графических навыков у детей на занятиях кружка росписи по дереву » Методика преподавания Городецкой росписи

Методика преподавания Городецкой росписи

Страница 5

Урок № 4. Тема. Самостоятельное составление узора для тарелки по мотивам полхов-майданской росписи.

Цель и задачи. Закрепление знаний учащихся (узор, ритм, силуэт, композиция; Полховский Майдан — центр народных художественных промыслов). Развитие творческого воображения учащихся. Дальнейшее формирование приемов кистевой росписи.

Оборудование урока. Для учителя: деревянные расписные современные изделия из Полховского Майдана (художественные вещи, репродукции или фотоотпечатки). Таблицы с вариантами композиционных схем узора в круге. Для учащихся: гуашь или акварель с белилами, круглая мягкая кисть, банка для воды, палитра для смешения красок, тряпочка, бумага в форме круга, фон тонированный.

План урока. 1. Объяснение вариантов построения композиции узора в круге (по таблице). Ритмические единицы в такой таблице учитель может выполнить в технике аппликации, они изображены условно. Все внимание сосредоточивается на характере ритма и равновесии элементов узора. Закономерности размещения элементов узора в круге иные, чем в рассмотренных ранее квадрате, полосе. Повторяющиеся элементы часто располагаются по концентрическим окружностям. Наиболее простое для восприятия первоклассника расположение ритмических единиц:

1-й вариант. Центр круга свободен. По краю круга располагаются ритмично повторяющиеся элементы.

2-й вариант. В центре круга размещается декоративный мотив (цветок, зверь, пейзаж; и т. д.), поэтому декоративные элементы, повторяющиеся по краю круга, меньше по своей массе, чем в 1-м варианте.

3-й вариант. Элементы узора располагаются по концентрическим окружностям, сменяя друг друга: на одной — узор состоит из мелких и частых элементов, на другой — элементы более крупные и ритм реже.

2. Рассматривание изделий Полховского Майдана и таблицы, в которой даны новые приемы декоративной трактовки растительного узора.

3. Выяснение учителем методом устного рисования, как поняли дети творческую задачу.

4. Самостоятельная работа учащихся. Учитель показывает классу рисунки тарелок, в которых ученики по-разному разместили цветочный узор в круге.

Следует отметить, что работа по росписи тарелки наиболее эффективна, если учащиеся расписывают своими узорами настоящие тарелки, блюдца, принесенные в класс. В таком случае не нужно никакой специальной окраски фона тарелки. Узоры наносятся на поверхность изделия гуашью или акварелью с белилами. Если рисунок надо сохранить, тарелочку покрывают бесцветным лаком. Очень нравится ребятам выполнять узор, размещая элементы по концентрическим окружностям. Центр тарелочки дети выделяют изображением розетки, реже включают декоративный сюжет. Как свидетельствует практика, композиционную задачу решают все дети.

Уровень усвоения материала представлен графически (Приложение).

Дети легко и свободно рисуют кистью. Общий цветовой строй работ повышенно жизнерадостный, построенный на контрастах белого и черного, красного и зеленого, желтого и синего. Эти работы — свидетельство того, как содействует успешному развитию навыков и способностей детей умелое использование произведений народного прикладного искусства. Рассмотренные задания представляют лишь часть системы декоративных тематических заданий: «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др. В работе над ними органично сочетались два момента: процесс восприятия народных образцов и участие детей в создании самостоятельных работ.

Практика подтвердила, что влияние народного искусства на детей выразилось в их повышенной творческой активности и самостоятельности, в усилении художественной выразительности созданных ими декоративных работ.

Главной задачей на занятиях кружка «Роспись по дереву» является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также – выявлять эти способности.

Современный учитель начальных классов преподает в условиях существенного изменения в содержании трехлетнего начального образования. Переход к всеобщему среднему образованию сопровождался существенным обновлением содержания образования, введением новых учебных планов и программ, созданием новых стабильных пособий. В целях интенсификации обучения на уроках декоративного рисования необходимо осуществлять преемственность изобразительной деятельности младшего школьника.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности детей (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. Именно этот аспект примерных программ дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам
Существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создает внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценност ...

Понятие об истинном и ложном авторитете учителя
Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателя. А.С.Макаренко В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый ...

Обеспечение безопасности на учебно-тренировочных занятиях
Необходимые условия безопасности при самостоятельных занятиях физическими упражнениями прежде чем приступить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями или каким-либо видом спорта, каждый школьник должен пройти медицинский осмотр. После осмотра у врача следует проконсультироваться у учител ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru