Заметим, что описанный способ может быть применен и при решении примеров 1 и 2.
Пример 4. Составить многочлен с целыми коэффициентами, один из корней которого Ö2 + ÖЗ.
Решение: х0 = Ö2 + Ö3. Тогда
. Искомый многочлен: х4 — 10х2 + 1.
Решение примеров 2 и 3 может служить мотивом и для доказательства интересного утверждения: если aÎN, bÎN, то число
3Öa + 3Öb может быть либо целым, либо иррациональным.
Действительно, 3Öa + 3Öb является корнем приведенного многочлена (х3 — (a+b))3 — 27abx3. Это приведенный многочлен с целыми коэффициентами. Он не может иметь других рациональных корней, кроме целых. Следовательно, если его корень xо = 3Öa + 3Öb не является целым, то он иррационален.
Пример 5. Доказать, что 3Ö23 + 3Ö123 — иррациональное число.
Доказательство. Рассмотрим неравенства
2,5 < 3Ö23 < 3,
4,5 < 3Ö123 < 5,
7 < 3Ö23 + 3Ö123 < 8,
т. е. число 3Ö23 + 3Ö123 не является целым, а следовательно, оно иррационально.
При изучении темы «Многочлены» учащиеся производят деление многочлена на многочлен. Умение производить такое деление может в последующем облегчить решение многих задач: нахождение асимптот, вычисление производных, интегралов и т. д.
Пример 6. Найти наклонную асимптоту графика функции
Решение. Произведя деление многочленов, получим:
х3 - 3х + 1 = х - 1 +
Так как
, то наклонной асимптотой является прямая у = х — 1.
(Решения такого типа используют в школах с углубленным изучением математики или лицеях)
Пример 7. Найти промежутки выпуклости графика функции
Решение. Деление многочлена 2х2 — 3х + 1 на многочлен х — 2 качественно облегчит нахождение второй производной:
Теперь легко находим:
y' = 2-
, у" =
Следовательно, на промежутке (2; + ¥) график функции обращен выпуклостью вниз, а на промежутке (- ¥; 2) — выпуклостью вверх.
Преподавание таким образом станет интереснее, продуктивнее и будет соответствовать принципу интенсификации всего учебного процесса в школе.
Разработка и реализация программы, направленной на
развитие творческих способностей учащихся в учебном процессе УНПО
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача достижения современного качества образования через актуализацию содержания и повышение качества профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, ориентацию учреждений среднего специ ...
Практическое изучение возможностей формирования
понимания активной роли человека в обществе в работе с младшими школьниками
В соответствии с темой нашей работы, целью исследования, являлось изучение возможностей формирования у младших школьников, понимания активной роли человека в обществе нами было выдвинуто предположение. О том, что формирование понимания активной роли человека в обществе у младших школьников осуществ ...
Компетенция ПКСП-2
Компетенция ПКСП-2 – это профессиональная компетенция в области социально-педагогической деятельности: «способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся». Под данной компетенцией понимается способность осуществлять процесс диагностирования ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.