В соответствии с темой нашей работы, целью исследования, являлось изучение возможностей формирования у младших школьников, понимания активной роли человека в обществе нами было выдвинуто предположение. О том, что формирование понимания активной роли человека в обществе у младших школьников осуществляется эффективно, если формирование понимания активной роли человека в обществе у младших школьников осуществляется эффективно если:
в процессе обучения учитель опирается на концептуальные подходы к формированию понимания активной роли человека в обществе, разработанные отечественной дидактикой;
формирование понимания активной роли человека в обществе происходит с учетом возрастных психологических аспектов и индивидуальных особенностей характера учащихся младшего школьного возраста;
во взаимодействии с учащимися преобладают "субъект - субъектные" взаимоотношения.
Для проверки этого в практической части реализуются реализуются следующие задачи:
Изучить воспитательную деятельность классного руководителя по формированию понимания формированию понимания младших школьников активной роли человека в обществе;
Подобрать и провести методики для определения понимания младшими школьниками активной роли человека в обществе.
Базой исследования являлась общеобразовательное учреждение МКОУ "Горячеключевская СОШ"
Педагогический коллектив состоит из сорока восьми педагогических работников. Высшее образование имеют 38 человек (90%), среднее специальное 2 человека (10%). Общее количество обучающихся 214 человек. Количество классов: первых - два, вторых - два, третьих - один, четвертых - один, пятых - один, шестых - один, седьмых - один, восьмых - один, девятых - один, десятых - один, одиннадцатых - один. Количество смен - одна, продолжительность учебной недели - пять дней; продолжительность урока - 40 минут. Целью школы является: предоставление возможности получения высокого уровня образования детей.
Констатирующая часть исследования проводилась в феврале 2012 года с использованием следующих методов: беседа, анализ документации, анкетирование учащихся 4-го класса (19 человек) по методикам: "Пословицы" С. М Петровой, "Акт Добровольцев" Л. В Байбородовой, "Определение общественной активности учащихся" Е. Н Степановым. Вводная беседа имела целью ознакомления учащихся с предметом исследования. Подростки познакомились с понятиями (личность, общество), получили информацию о цели исследования
Беседа с классным руководителем.
Цель: изучить работу классного руководителя по решению проблемы формирования понимания активной роли человека в обществе у младших школьников.
Наблюдение.
Цель: выявить факторы взаимодействия младших школьников друг с другом, окружающей средой, свидетельствующие о понимании ими активной роли человека.
Методика "Пословицы". Разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой.
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выявить особенности ценностных отношений к жизни, к людям к самим себе.
4. Методика "Определение общественной активности учащихся". Составлена доцентом С.Н. Степановым.
Цель: определить общественную активность учащихся.
5. Методика "Акт Добровольцев". Составлена профессором Л.В. Байбородовой.
Цель: определить активность и мотивы участия учащихся в жизнедеятельности школьного или классного сообщества.
Анализ полученных результатов
Результаты методик можно представить следующим образом:
Рис 1. Результаты методики С.М. Петровой "Пословицы"
По результатам 1 методики, на рисунке 1 видно, что незначительно преобладает устойчивое желательное ценностное отношение учащихся к жизни, к людям, к самим себе. Но варианты Б и Г имеют значительное влияние. Уровень нравственного воспитания средний.
Рис 2. Результаты методики Е. Н Степановым "Определение общественной активности учащихся"
По результатам 2 методики, на рисунке 2 видно, что общественная активность у учащихся младших школьников средняя. А это нам дает понять, что учащиеся не всегда служат примером в выполнении общественныых поручений.
Рис 3. Результаты методики Л. В Байбородовой "Акт Добровольцев"
По результатам 3 методики, на рисунке 3 видно, что у учащихся младших школьников средняя общественная пассивно-исполнительская активности.
Методические подходы к оценке знаний учащихся в системе безотметочного обучения
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование - общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценив ...
Воспитательные системы в социуме
Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающи ...
Значение рисования для всестороннего развития детей дошкольного возраста
Детское изобразительное творчество направлено на изображение окружающей действительности. Однако реальный мир в продуктах своей деятельности ребенок отражает не механически. Отражение это сложно обусловлено всем ходом психического развития ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями, у ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.