Педагогика » Особенности компетенций психологов образования » Компетенция ПКСП-2

Компетенция ПКСП-2

Страница 1

Компетенция ПКСП-2 – это профессиональная компетенция в области социально-педагогической деятельности:

«способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся».

Под данной компетенцией понимается способность осуществлять процесс диагностирования интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся и воспитанников через осуществление контроля, проверки, оценивания, накопления статистических данных, их анализа, через выявление динамики и тенденций.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников имеющих навыки:

– проверки, оценивания, накопления статистических данных, их анализа, через выявление динамики и тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий в обучении и воспитании школьников.

Данная компетенция формируется в процессе изучения пяти дисциплин цикла Б.3:

- теория обучения и воспитания;

- история педагогики и образования;

- поликультурное образование;

- психология развития;

- девиантология.

Структура компетенции «способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся»:

Бакалавр знает

– теорию обучения и воспитания, теорию диагностирования интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся и воспитанников;

умеет

– статистически обрабатывать данные, анализировать их, выявлять динамику и тенденции;

– создавать в обучении и воспитании ситуации успеха для каждого обучающегося и воспитанника;

владеет

– навыками проверки, оценки, обработки данных, их анализом, выявления динамики и тенденций.

Опыт работа психологов по применению компетенции ПКСП-2:

В статье «О, друзья мои, взгляните, их немного среди нас!» педагог-психолог из города Москвы Лариса Судейская рассказывает о том, как с помощью занятия, посвященного темпераменту, и конкретного задания о написании стихотворения, ей удалось раскрыть особый талант в восьмикласснике Диме.

Цитата из статьи:

«В программе «Мой мир и я в мире людей», которую я веду для восьмиклассников, есть и занятия, посвященные темпераменту. Мне всегда хочется показать, что каждый человек независимо от ведущего типа темперамента индивидуален, неповторим и имеет право на бережное к нему отношение. Для этого я использую следующий прием: после того как получены знания о типах темперамента и определен ведущий тип каждого учащегося, ребята, работая в группах, должны написать и рассказать о самых лучших, отличительных свойствах сангвиника, холерика, меланхолика и флегматика. Сочинять же этот рассказ нужно с позиций своего темперамента: сангвинику от холерика, холерику от флегматика и т. д. Задание это на самом деле очень трудное, но интерес, и даже азарт, вызывает у ребят всегда.

В классе Дима был одним из тех, кого обычно называют «серой мышкой». Несколько отгорожен, аккуратен, сосредоточен на себе, избегает близких отношений с одноклассниками, в глазах — недетская озабоченность и отрешенность. На том уроке задание Диме пришлось выполнять одному, потому что в классе из меланхоликов оказался он один, остальные входили в группы. компетенция образовательный психолог обучение

На следующем уроке все стали читать свои произведения. Конечно, стихи хромали по многим параметрам (рифма, размер, смысл, содержание), но при чтении и прослушивании учащиеся сами находили ошибки, анализировали их и исправляли. Для Димы две группы не написали ничего, ссылаясь на трудности, а одна группа принесла два совершенно безликих четверостишия, которые и прочитаны были без интереса, и никакого обсуждения не вызвали.

Диму я снова спросила сама: видела, что готов, но руки не поднимает. Как бы стесняясь самого себя и написанного, он отдал стихи мне. Я читала, а класс слушал, а потом удивлялся, восхищался, восторгался, щедро награждая автора эпитетами и репликами. А он смущался, отворачивался, отмахивался, но был очень доволен. Его стихи оказались лучшими в классе.

После этого урока «серой мышки» не стало. Дима занял свое место в классе. Ребята на следующих занятиях наперебой приглашали его в свои группы. Иногда я видела, что это делалось из желания использовать его ум и способности, чтобы группа выделилась результатами. Но чаще от понимания того, что Дима может быть содержательным и интересным в общении. Его умение все выслушать, рассудительно и с юмором ответить было оценено одноклассниками по достоинству. Но самое главное — по достоинству оценил себя сам Дима. Он вдруг понял, что его качества, которые раньше мешали, теперь помогают ему. Его умение сосредоточиться, работать вдумчиво, глубоко, а не поверхностно давало положительный результат и очень нравилось одноклассникам.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Изучение педагогического опыта в профессиональном становлении личности будущего учителя иностранного языка основной общеобразовательной школы
Как уже отмечалось выше, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу, но лишь при одном условии, если учитель целенаправленно постоянно работает над собой. Причём эффективность такой работы во многом будет зависеть от степени сформированности у педагога навыков самостоятельной ра ...

Понятие и проблема детских краж как делинквентного поведения
Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью человека. Качество процессов данного взаимодействия позволяет подразделять поведение на норм ...

Изучение уровня развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР. Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения коррекционных занятий, но пров ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru