Компетенция ПКСП-2 – это профессиональная компетенция в области социально-педагогической деятельности:
«способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся».
Под данной компетенцией понимается способность осуществлять процесс диагностирования интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся и воспитанников через осуществление контроля, проверки, оценивания, накопления статистических данных, их анализа, через выявление динамики и тенденций.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников имеющих навыки:
– проверки, оценивания, накопления статистических данных, их анализа, через выявление динамики и тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий в обучении и воспитании школьников.
Данная компетенция формируется в процессе изучения пяти дисциплин цикла Б.3:
- теория обучения и воспитания;
- история педагогики и образования;
- поликультурное образование;
- психология развития;
- девиантология.
Структура компетенции «способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся»:
Бакалавр знает
– теорию обучения и воспитания, теорию диагностирования интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся и воспитанников;
умеет
– статистически обрабатывать данные, анализировать их, выявлять динамику и тенденции;
– создавать в обучении и воспитании ситуации успеха для каждого обучающегося и воспитанника;
владеет
– навыками проверки, оценки, обработки данных, их анализом, выявления динамики и тенденций.
Опыт работа психологов по применению компетенции ПКСП-2:
В статье «О, друзья мои, взгляните, их немного среди нас!» педагог-психолог из города Москвы Лариса Судейская рассказывает о том, как с помощью занятия, посвященного темпераменту, и конкретного задания о написании стихотворения, ей удалось раскрыть особый талант в восьмикласснике Диме.
Цитата из статьи:
«В программе «Мой мир и я в мире людей», которую я веду для восьмиклассников, есть и занятия, посвященные темпераменту. Мне всегда хочется показать, что каждый человек независимо от ведущего типа темперамента индивидуален, неповторим и имеет право на бережное к нему отношение. Для этого я использую следующий прием: после того как получены знания о типах темперамента и определен ведущий тип каждого учащегося, ребята, работая в группах, должны написать и рассказать о самых лучших, отличительных свойствах сангвиника, холерика, меланхолика и флегматика. Сочинять же этот рассказ нужно с позиций своего темперамента: сангвинику от холерика, холерику от флегматика и т. д. Задание это на самом деле очень трудное, но интерес, и даже азарт, вызывает у ребят всегда.
В классе Дима был одним из тех, кого обычно называют «серой мышкой». Несколько отгорожен, аккуратен, сосредоточен на себе, избегает близких отношений с одноклассниками, в глазах — недетская озабоченность и отрешенность. На том уроке задание Диме пришлось выполнять одному, потому что в классе из меланхоликов оказался он один, остальные входили в группы. компетенция образовательный психолог обучение
На следующем уроке все стали читать свои произведения. Конечно, стихи хромали по многим параметрам (рифма, размер, смысл, содержание), но при чтении и прослушивании учащиеся сами находили ошибки, анализировали их и исправляли. Для Димы две группы не написали ничего, ссылаясь на трудности, а одна группа принесла два совершенно безликих четверостишия, которые и прочитаны были без интереса, и никакого обсуждения не вызвали.
Диму я снова спросила сама: видела, что готов, но руки не поднимает. Как бы стесняясь самого себя и написанного, он отдал стихи мне. Я читала, а класс слушал, а потом удивлялся, восхищался, восторгался, щедро награждая автора эпитетами и репликами. А он смущался, отворачивался, отмахивался, но был очень доволен. Его стихи оказались лучшими в классе.
После этого урока «серой мышки» не стало. Дима занял свое место в классе. Ребята на следующих занятиях наперебой приглашали его в свои группы. Иногда я видела, что это делалось из желания использовать его ум и способности, чтобы группа выделилась результатами. Но чаще от понимания того, что Дима может быть содержательным и интересным в общении. Его умение все выслушать, рассудительно и с юмором ответить было оценено одноклассниками по достоинству. Но самое главное — по достоинству оценил себя сам Дима. Он вдруг понял, что его качества, которые раньше мешали, теперь помогают ему. Его умение сосредоточиться, работать вдумчиво, глубоко, а не поверхностно давало положительный результат и очень нравилось одноклассникам.
Стратометрическая и параметрическая концепции группообразования
В данном исследовании мы ставим вопрос, может ли игра беспорядка стать причиной образования малой группы (в данном контексте - подростковой группы), детерминировать возникновение малой группы. Или же игры беспорядка никак не соотносятся с механизмами группообразования и не могут оказывать влияния н ...
Практическое изучение возможностей формирования
понимания активной роли человека в обществе в работе с младшими школьниками
В соответствии с темой нашей работы, целью исследования, являлось изучение возможностей формирования у младших школьников, понимания активной роли человека в обществе нами было выдвинуто предположение. О том, что формирование понимания активной роли человека в обществе у младших школьников осуществ ...
Педагогические основы художественного воспитания в кружке изобразительного искусства
В соответствии с законом Российской федерации "Об образовании" видоизменяется система внешкольной работы, в том числе внешкольного воспитания, привлекается внимание к дополнительному образованию - в сфере досуга, что немаловажно для развития личности ребенка. Система внешкольного воспитан ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.