В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача достижения современного качества образования через актуализацию содержания и повышение качества профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, ориентацию учреждений среднего специального образования на потребности рынка труда. В связи с этим предполагается разрабатывать новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, поддерживать их готовность осваивать и внедрять инновации, востребованные новой образовательной ситуацией, меняются цели и задачи в подготовке специалистов - акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций, происходит переориентация обучения на личностно-ориентироованный подход.
В обучении экономике используются технологии интерактивного обучения:
Проблемно-модульная технология, проектный метод, информационные технологии.
В этом учебном процессе преподаватель выступает как консультант, а студент - как активный исследователь. Оба становятся соавторами, создавая в процессе поиска, переработки, хранения информации новые продукты – будь то знание (субъективно новое) или личностное новообразование (потребности, запросы, способности). Для повышения эффективности учебного процесса включаются примеры самостоятельных работ студентов (исследовательских, поисковых, творческих) в виде буклетов, информационных бюллетеней, презентаций, разработок примерных конспектов - схем, которые содержат определения, графики, таблицы. Студентам предоставляется широкая свобода творчества и самореализации, поэтому все стараются проявить самостоятельность в поисковой деятельности: в выборе экономических примеров и статистических данных из Интернета для анализа экономических ситуаций, в формировании терминологических словарей по темам и разделам для систематизации материала. Используя программы “Кирилл и Мефодий”, PowerPoint, Publisher, Paint, графические пакеты Picture Maker и другие, студенты создают тексты, рисунки, графические структуры, выражая свой взгляд на решение экономических проблем. Практика показывает заинтересованность в такой работе. Устанавливаются связи между понятиями и явлениями, увеличивается субъективная масса знаний, студенты перестают пассивно воспринимать готовые факты, понятия, суждения, они все чаще ставятся в ситуации самостоятельного решения проблемных задач.
Подключение к Интернету и наличие электронной почты в ПУ предоставило дополнительные возможности общаться со сверстниками из других стран, оперативно узнавать необходимую экономическую информацию. Вести деловое общение с реальными представителями бизнеса: отправлять деловые письма, собственные резюме для устройства на работу, получать консультации специалистов. Это оптимизирует процесс обучения и развивает опыт профессионально-творческой деятельности, развивает устойчивый интерес к предмету.
Результатами работы студентов ПУ-49 стали:
Презентация Труд и лень.
Резюме для устройства на работу.
Презентация Документы при устройстве на работу.
Видеосюжет План поиска работы.
Расчёт заработной платы молодого специалиста.
Благодаря сложившейся практике работы со студентами был приобретен богатый материал и возможность его применения. Составлен методический комплекс “Экономика”, который активно используется в учебном процессе: электронные версии лекций, методические разработки для проведения практических занятий, материалы для проведения зачетов и экзаменов, тестовые задания для организации контроля и самоконтроля.
Курс «Технология проектного метода в обучении экономике»
Цели проектного метода:
Воплощение в жизнь конструктивистской концепции образования;
Приближение теории к практике;
Проверка предметной, методической и социальной компетентности студентов;
Предоставление возможности широкой свободы творчества и самореализации.
Структура:
Общая постановка задачи преподавателем;
Выбор темы;
Самостоятельная работа студентов по сбору информации;
Классификации умений, формируемых в обучении истории
Умение – способность выполнять действия, приобретенные в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык. В разделе «Классификация умений в методике преподавания истории» представлено сопоставление классификаций по Н. Лошкаревой, которое само по се ...
Выявление и изучение уровня развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков письма у дошкольников с задержкой психического развития. В эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г.Читы. Список детей представлен в таблице 1. Таблица 1. Де ...
Программа социально-педагогической деятельности по профилактике склонности
к воровству
Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблемы делинквентного поведения детей. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в пове ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.