Значение интересов в жизни человека очень велико. Вызванные привлекательностью предмета, явления или действительности интересы побуждают личность выбрать ту или иную профессию, овладевать знаниями, расширять кругозор, преодолевать трудности, заниматься спортом и др. В возникновении профессионального интереса существенное значение имеет общение, социальное происхождение, профориентация, характер деятельности окружающих субъекта людей.
Исследованием интереса в нашей стране занимались такие ученые, как М.Ф. Беляев (1944), А.Г. Ковалев (1960), Г.И. Щукина (1968), П.А. Рудик (1973), Г.Д. Бабушкин (1998) и другие. В основном в психолого-педагогической литературе изучался интерес к учению, реже предметом исследования являлся интерес к различным видам деятельности.
В системе интересов человека профессиональный интерес занимает особое место, т.к. он выражает отношение человека к конкретной профессии и является единственным внутренним регулятором профессиональной деятельности.
В настоящее время профессиональный интерес принято рассматривать, "как системное образование, развивающееся у человека в процессе соприкосновения с конкретной профессиональной деятельностью". С этой точки зрения профессиональный интерес понимается, как сложный многоступенчатый иерархический комплекс психических процессов, свойств и состояний, включающий избирательную, познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную профессиональную деятельность. То есть интерес представляется, как результат взаимодействия субъекта с выбранной профессией.
Профессиональный интерес состоит из 3 компонентов: эмоционального, мотивационного, волевого:
Эмоциональный компонент включает в себя:
Степень и характер привлекательности профессии;
Уверенность в правильном выборе и отсутствии желания ее сменить;
Удовлетворенность выбранной профессией.
Мотивационный компонент включает в себя:
Мотивы выбора профессии;
Мотивы овладения профессией;
Мотивы совершенствования профессиональной деятельности;
Интеллектуальный компонент включает в себя:
Представление о выбранной профессии;
Знания о требованиях выбранной профессии к личностным качествам;
Отношение к приобретению профессиональных знаний и умений.
Волевой компонент. Включает в себя:
Постоянство проявления волевых усилий и их характер при овладении профессией и при совершенствовании своей профессиональной деятельности.
Формирование профессионального интереса тесно связано со склонностями, способностями, мотивами. Склонность к педагогической деятельности является необходимой предпосылкой для формирования профессионального интереса к соответствующей деятельности.
Склонность к педагогической деятельности понимается, как предрасположенность личности, сформировавшаяся в процессе социального опыта, к профессиональной деятельности типа "человек-человек", связанной с воспитанием и обучением.
В содержании склонности к педагогической деятельности особое значение занимают:
Направленность мотивов, желаний, стремлений к работе с людьми;
Положительное отношение к процессу обучения и воспитания детей;
Стремление к оказанию помощи людям;
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.