Педагогика » Профессиональная подготовка спортивного педагога » Профессиональная деятельность спортивного педагога: определение, структура

Профессиональная деятельность спортивного педагога: определение, структура

Страница 1

На земле тысячи профессий. Каждая из них включает в себя множество специальностей, которые отражают исторический процесс общественного разделения труда. И каждая профессиональная деятельность подчиняется ряду правил, принципов, норм, каждая имеет специфическую организацию, которая выражается в структурной взаимосвязи элементов, составляющих эту деятельность.

Высокая значимость категории деятельности в отечественной психологии отмечалась практически всеми исследователями, занимавшимися данной проблемой. Так, очень часто: можно встретить утверждения, которые характеризуют деятельность как "категорию, имеющую важнейшее значение".

Однако, несмотря на то, что категория деятельности занимает "важнейшее место" в психологии до сих пор не существует однозначного определения этого понятия – в основном, различные авторы при формулировании определения деятельности "отталкиваются" от различных оснований, в качестве которых выступают: 1) аспект взаимосвязи; 2) аспект функциональности; 3) аспект отношения.

Сторонники первого подхода определяют деятельность через взаимосвязь, как "мостик" между человеком и окружающим его миром. Так, К.К. Платонов (1986) полагает, что деятельность - это такая форма взаимосвязи человека со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель.

Сторонники второго подхода определяли деятельность посредством обозначения ее функций. Так, П.А. Рудик (1973) в качестве основной функции деятельности рассматривает удовлетворение потребностей человека.

Наиболее популярным является формулирование деятельности через категорию "отношения". Сторонники этого подхода рассматривают деятельность, как форму активного отношения субъекта деятельности к действительности, направленную на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта и как процесс реализации жизненных отношений субъекта в предметном мире, источник саморазвития субъекта.

В принципе, все эти подходы не противоречат друг другу, они просто акцентируются на каком-то одном моменте и выделяют два-три сущностных свойства деятельности.

А.Н. Николаев (2002) в попытке обобщить "все определения и свойства деятельности" дал следующее определение: "деятельность – это сознательная, целесообразная, предметная и продуктивная активность человека, в которой выражается его отношение к окружающей действительности и которая направлена на удовлетворение его потребностей". Исходя из этого определения, к числу основных характеристик деятельности относятся:

Сознательность;

Целесообразность, включающая в себя постановку цели и продуманное ее выполнение;

Активность, т.е. такое отношение к окружающему миру, которое способствует его изменению.

На наш взгляд данное определение является наиболее точным и полным.

Для того чтобы детально изучить профессиональную деятельность необходимо рассмотреть психологическую структуру деятельности, т.е. ее строение.

В настоящее время не существует единства во мнениях относительно структуры профессиональной деятельности. У каждого исследователя есть своя точка зрения относительно компонентного состава.

Например, В.Д. Шадриков (1996) выделяет мотивы, цели, программы, информационную основу деятельности, принятие решений, подсистему деятельностно - важных качеств.

Л.И. Анцыферова (1998) выделяет следующие компоненты деятельности: цель, предмет деятельности, приемы, орудия труда, инструменты, средства воздействия на предмет, умения и навыки, условия деятельности, результат.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством
Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в места ...

Знания, умения, навыки и привычки в деятельности личности
Начальной формой знаний человека о мире служат образы ощущений и восприятий. Результатом дальнейшей переработки этих образов в сознании является образование представлений и понятий. Представления и понятия обусловливают организацию и руководство всей практической деятельностью личности. Знания не б ...

Организация проектной деятельности на примере проекта «Строительство дачи»
Проектную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное. Сложность для реализации во время уроков составляют темы с большим информационным объемом, поскольку ученику освоить весь материал за один учебный час будет довольно затруднительно, здесь возможен вариант спаренных ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru