Педагогика » Профессиональная подготовка спортивного педагога » Профессиональная деятельность спортивного педагога: определение, структура

Профессиональная деятельность спортивного педагога: определение, структура

Страница 2

И.И. Сулеймановым (1998) были выделены следующие компоненты: субъект деятельности, объект деятельности, средство деятельности, процесс деятельности и результат (продукт) деятельности.

А.Н. Николаев (2001) в психологической структуре спортивного педагога выделил три основных блока: мотивация, средства и результат.

Первый блок – "мотивация".

Наиболее удачным определением мотивации можно считать формулировку Н.Б. Стамбуловой (1999), которая, обобщая множество концепций, отмечает: "мотивация – это совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность". Таким образом, в блок мотивации должны быть включены все явления, которые побуждают человека к деятельности. Что касается такой категории, как потребность в деятельности, то ее включение в число составляющих мотивации также является бесспорным.

Многие авторы указывают, что любая деятельность включает в себя цель – то, чего человек хочет добиться, создать. Существует мнение, что цель – это центральный, системообразующий компонент психологической системы деятельности. Цель (или цели) профессиональной деятельности, как правило, является четко определенной и заданной извне.

При определении термина "мотив" также возникают сложности: существует проблема соотношения таких явлений, как мотив и цель. Некоторые авторы полагают, что мотив и цель - различные явления, другие – что они могут "сливаться".

Второй блок – "средства деятельности – т.е. психологическая природа процессов и операций, посредством которых осуществляется деятельность".

Блок средств деятельности образуют все те явления и виды человеческой деятельности, посредством которых достигаются цели и задачи. [73] К ним относятся:

подструктуры, не входящие собственно в психологическую структуру деятельности человека – это условия деятельности. К ним относятся объективные, независящие от субъекта, "заданные извне" характеристики деятельности (например, санитарно-гигиенические условия, материальная база, организация труда и тому подобное).

психологические средства деятельности:

Качества субъекта, определяющие его способность к деятельности. По определению И.Г. Станиславской (1994) способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. Таким образом, способность человека к определенной профессиональной деятельности состоит, во-первых, из мастерства (знаний, умений и навыков) и, во-вторых, из профессионально важных качеств личности.

Способы практического осуществления деятельности. Кроме способности человека к определенному виду профессиональной деятельности, средства деятельности могут быть охарактеризованы и со стороны своего действенного состава. В.Д. Шадриков (1996) отмечает, что в предмет психологического изучения деятельности должны быть включены внешние предметные действия субъекта. В качестве последних, как правило, изучаются движения, действия, операции.

Таким образом, блок средств осуществления деятельности образуют две подструктуры: подструктура способности человека к профессиональной деятельности (состоящая из мастерства и профессионально важных качеств) и подструктура способов деятельности (ее стилей).

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Сравнительный анализ результатов опытной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
На контрольном этапе ставили себе следующие цели и задачи: Цель: выявить динамику знаний в формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Подобрать диагностический инструментарий. 2. Выявить динамику формирования знаний о безопасности жизни у детей старше ...

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
«Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида». ИОС может быть использован в ясельной — средней группах. Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, основных частях ее тела. Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспитатель задаёт вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хв ...

Особенности формирования личности в дошкольном возрасте
Маленький ребенок очень пластичен, сенсибилен, легко обучаем. Он многое может, значительно больше, чем предполагали психологи и педагоги до сих пор. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы, в частности введения в систему образовательной раб ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru