Педагогика » Авторитет учителя и его значение в процессе воспитания школьников » Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя

Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя

Страница 2

В вузах формируются также коммуникативные умения. Будущему учителю необходимо знать и владеть формами и культурой общения. Тренинг профессионального – педагогического общения можно осуществить на занятиях по педагогике, специальных семинаров и специальных курсов, практикумов, в период педагогической практики и других случаях. Особо важно, чтобы студент сам овладел приемами само тренинга и регулярно отрабатывал необходимые коммуникативные умения и навыки.

В процессе овладения средствами педагогической коммуникации можно выделить ряд этапов.

На первом этапе научения общению развивается способность к рефлексии, к осознанию собственного поведения в общении, внутреннего состояния личности и его внешних проявлении.

Второй этап – овладение умением чувствовать интеллектуальные, эмоциональные и нравственно-волевые состояния учащихся, умение стимулировать активность учащихся (просмотр кинокадров, телепередач и наблюдение за конкретными людьми).

Третий этап предполагает развитие способностей не только к восприятию и установлению контактов, но обязательно и к активному педагогическому воздействию на учащихся, овладение способами этих воздействий.

В вузе формируются также и личностные качества необходимые будущему учителю. Это нравственная позиция на добро, эстетическое выражение и др.

В утверждении педагогического авторитета ответственную роль играет первичная самопрезинтация, когда учитель предстает как должностное лицо, наделенное определенными властными полномочиями, а дети – как его ученики и воспитанники. При первой встречи с воспитанниками необходимо тактично убедить их, что не только из-за диплома в кармане и возраста, а благодаря обширным знаниям и высокой культуре человек получил право возглавить коллектив, стать учителем. На первом занятии не следует знакомится с учащимися, вызывая их по журналу. Пока разговариваешь с одним, остальные бездельничают. А в минуту безделья, отмечал К.Д Ушинский, у человека портятся и голова, и сердце, и нравственность… Первая встреча с воспитанниками должна быть праздником, фейерверком.

Используя такой подход знакомства, следует помнить, что младшие школьники, характеризуют педагога по впечатлению от первой встречи. Причем нередко, один поступок, впрочем, как и один промах, абсолютизируются и могут создать устойчивое неправильное впечатление о старшем. Изменить его в дальнейшем будет трудно. Здесь можно легко приобрести авторитет и быстро его потерять. Поэтому условием успешного формирования авторитета является тщательное контролирование своего поведения, очень серьезные отношения к первой встрече, недопускание оплошности и ошибок, а если они случились,- честно признаться в этом. С первых моментов общения учителю важно не подчеркивать своих ролевых преимуществ, а сделать упор на личностной самопрезинтации. Психологи выделяют определенные этапы становления педагогического авторитета. На первом этапе учитель выступает, как источник необходимой информации. На этом этапе учитель в глазах ученика может оказаться в некоторой степени лишенным индивидуальности: его личностные качества могут не фиксироваться или даже восприниматься сугубо негативно, что однако, не умоляет его значимости как обладателя необходимых сведений. Подобные отношения во многом ситуативные: они складываются и реализуются лишь в условиях дефицита информации и разрушаются, если она в достаточном объеме оказывается доступной заинтересованному лицу.

На втором этапе он становится референтным лицом, к мнению которого школьники прислушиваются и учитываются при решении личных и групповых проблем. Этот тип отношений, в отличии от первой стадии становления авторитета, характеризуется “личностным виденьем”, “личностным развлечением”. В тоже время высокая референтность учителя не исключает возможности негативного отношения учащегося к нему как к личности. Несмотря на то, что отношение референтного учителя интерпретируемым фактом и обстоятельством играет роль своего рода ориентира в жизни, ученик нередко бывает не согласен с этой оценкой, не принимает ее как неоспоримо верную и порой может занять позицию, что называется “от противного”.

И только на третьем этапе он становится авторитетным. Эта стадия характеризуется качественно более высоким, чем на двух предыдущих этапах, уровнем значимости педагога для школьника. Авторитетному учителю авансируется доверие, его мнение признается изначально верно. Воспринимается как руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску.

Обретение педагогического авторитета в конкретном классе зависит то уровня развития группового сознания, сложившейся системы лидерства, от того, кто из ребят правит, бал и как складываются с ними взаимоотношения учителя.

В конечном итоге характер авторитетных отношений обусловлен тем, насколько полно и разносторонне раскрывается в педагогическом общении личность учителя, как он транслирует не только знания, но и личностные смыслы, делая достоянием учащихся незаурядность и богатство своей индивидуальности.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Выводы и рекомендации по применению проектного метода в обучении экономике в целях развития творческих способностей учащихся
Можно предположить что, выполнение проектов повышает интерес к предмету. Исследования показали, что вовлечение учащихся в творческую деятельность средствами проектного обучения влияет на развитие их творческой активности. Результаты исследования свидетельствуют и о том, что эффективность развития т ...

Активизация умственной деятельности учащихся в процессе обучения
Разрабатывая теоретические основы обучения, К.Д. Ушинский много внимания уделяя активизации и развитию всех процессов познавательной деятельности учащихся и прежде всего высшей ее формы - мышления. К.Д. Ушинский хорошо понимал, что без активной мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения ...

Типы семей и семейного воспитания
Существует множество разнообразных типов семей, которые можно классифицировать следующим образом: 1. По структуре Полные семьи: Неполные семьи: муж и жена; одинокая мама; родители разведены; воспитывает один отец; воспитывает опекун. с 1 ребенком; с 2 (однополыми); с 2 (разнополыми); с 3 и более де ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru