Педагогика » Педагогические условия формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях » Особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, Т.С. Комаровой, Я.Шибановой и других) показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительному искусству.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т.д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Поскольку развитие ребенка - процесс непрерывный, то вычленение той или иной стадии детского рисунка носит условный характер и указывает на возрастные тенденции развития. Знание характерных для того или иного возраста изобразительных кодов-образов помогает исследователям определить динамику художественно-творческого развития детей. Каждый исследователь (В.В. Зеньковский, А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, АА. Смирнов, Е.А. Флерина, Ю.Я. Полуянов и др.) по-своему трактует стадиальность, вычленяя то большее, то меньшее количество ступеней.

Опыт, полученный ребенком в результате «исследования» изобразительных возможностей карандашей и фломастеров, гуаши и пастели, угля и сангины, пластилина и глины, не пройдет бесследно. По мере того, как рука ребенка будет приобретать уверенность, из хаотичной массы линий и пятен, объемов и форм будут получаться иногда такие случайные сочетания, которые напомнят ребенку какие-либо реальные предметы, он их объективирует и называет: «колесо», «камень», «солнце», «дым» и т.п. Такая ассоциация следа с тем или иным предметом еще может быть неустойчивой, иногда в одном и том же следе малыш видит разные предметы («мяч, нет, это солнце», «дом, он же машина» и т.д.).

«Самый характерный признак стадии схем - раздельное рисование каждой части любого объекта: не только человека, но и животного, птицы, строения, машины и т.п. Ребенок рисует по отдельности, начиная с самого главного - головы, туловища, и т.п. - последовательно, без разрывов, присоединяя их друг к другу».

Наши наблюдения за изобразительным процессом детей позволяют констатировать и другой способ оформления изображения: рисование объекта одной линией без деления на части. Например, изображая кота, малыш начинает изображать его с хвоста, плавно переходя в изображение мешкообразной формы туловища, на которой заметны изгибы ушей. На вопрос: «Где же ножки?» ребенок отвечает, что котик их спрятал под себя. Как правило, такой способ изображения - одной плавно текущей линией - характерен для детей часто и много рисующих, а также в тех случаях, когда родители или воспитатели-художники много рисуют на глазах у детей одной линией, «по-взрослому».

Некоторые исследователи, характеризуя рисунки-схемы, называют их статичными. Однако статичность возможное - но необязательное качество таких рисунков. Более того, педагог должен стимулировать у ребенка появления в схеме движения (ноги, руки, головы, хвоста и т.п.), так как это боле естественно для органичного перетекания одной стадии развития ребенка в другую: ведь в «каракульном периоде» все получающиеся изображения были динамичны.

Рисунки-схемы малыш создает по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о вещи, то, что ему кажется в ней наиболее существенным, а вовсе не то, что он видит. Рисуя всадника в профиль, он изображает обе ноги, а на лице - два глаза и т.п. Схематические рисунки, таким образом, весьма целесообразны, потому что содержат только существенные и постоянные признаки предмета (две ноги, два глаза и т.п.).

Стадию правдоподобных изображений отличает особое внимание к образу человека: ребенок изображает его «пластичным» и более пропорциональным. Ноги и руки имеют толщину, их начертание приобретает некоторый изгиб, появляется округлость плеч. Голова не просто обрастает волосами, на ней появляется характерная прическа. Наконец весь человек облачается в какую-либо одежду: юный художник пытается изобразить его в движении, сидя, лежа, в профиль и т.п. Для этого этапа характерно стремление ребенка нарисовать фигуру человека оптимально, в его изображении порой можно наблюдать совмещение фасового (плечи, голова) и профильного (туловище, ноги, голова) изображений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Спортивная ориентация и отбор перспективных детей и подростков
Спортивная ориентация включает следующие мероприятия: - проведение бесед с родителями и детьми о требованиях, которые предъявляется к спортсменам в различных видах спорта, о спортивных способностях, способах выявления потенциала двигательной одаренности; всесторонние обследования детей с оценкой те ...

Учебная программа занятий кружка «Роспись по дереву»
Для занятий росписи по дереву вполне достаточно обычных средних способностей, чтобы ученик при правильном руководстве им, сознательно усвоил технику росписи. Главной задачей на занятиях кружка «Роспись по дереву» является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а т ...

Диагностирование обучаемости
Диагностирование обученности неотделимо от диагностирования обучаемости, поскольку правильное представление о достигнутых результатах может быть получено только в связи с условиями их достижения. Обучаемость – это способность учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Важнейшими компонента ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru