Педагогика » Педагогические условия формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях » Особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, Т.С. Комаровой, Я.Шибановой и других) показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительному искусству.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т.д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Поскольку развитие ребенка - процесс непрерывный, то вычленение той или иной стадии детского рисунка носит условный характер и указывает на возрастные тенденции развития. Знание характерных для того или иного возраста изобразительных кодов-образов помогает исследователям определить динамику художественно-творческого развития детей. Каждый исследователь (В.В. Зеньковский, А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, АА. Смирнов, Е.А. Флерина, Ю.Я. Полуянов и др.) по-своему трактует стадиальность, вычленяя то большее, то меньшее количество ступеней.

Опыт, полученный ребенком в результате «исследования» изобразительных возможностей карандашей и фломастеров, гуаши и пастели, угля и сангины, пластилина и глины, не пройдет бесследно. По мере того, как рука ребенка будет приобретать уверенность, из хаотичной массы линий и пятен, объемов и форм будут получаться иногда такие случайные сочетания, которые напомнят ребенку какие-либо реальные предметы, он их объективирует и называет: «колесо», «камень», «солнце», «дым» и т.п. Такая ассоциация следа с тем или иным предметом еще может быть неустойчивой, иногда в одном и том же следе малыш видит разные предметы («мяч, нет, это солнце», «дом, он же машина» и т.д.).

«Самый характерный признак стадии схем - раздельное рисование каждой части любого объекта: не только человека, но и животного, птицы, строения, машины и т.п. Ребенок рисует по отдельности, начиная с самого главного - головы, туловища, и т.п. - последовательно, без разрывов, присоединяя их друг к другу».

Наши наблюдения за изобразительным процессом детей позволяют констатировать и другой способ оформления изображения: рисование объекта одной линией без деления на части. Например, изображая кота, малыш начинает изображать его с хвоста, плавно переходя в изображение мешкообразной формы туловища, на которой заметны изгибы ушей. На вопрос: «Где же ножки?» ребенок отвечает, что котик их спрятал под себя. Как правило, такой способ изображения - одной плавно текущей линией - характерен для детей часто и много рисующих, а также в тех случаях, когда родители или воспитатели-художники много рисуют на глазах у детей одной линией, «по-взрослому».

Некоторые исследователи, характеризуя рисунки-схемы, называют их статичными. Однако статичность возможное - но необязательное качество таких рисунков. Более того, педагог должен стимулировать у ребенка появления в схеме движения (ноги, руки, головы, хвоста и т.п.), так как это боле естественно для органичного перетекания одной стадии развития ребенка в другую: ведь в «каракульном периоде» все получающиеся изображения были динамичны.

Рисунки-схемы малыш создает по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о вещи, то, что ему кажется в ней наиболее существенным, а вовсе не то, что он видит. Рисуя всадника в профиль, он изображает обе ноги, а на лице - два глаза и т.п. Схематические рисунки, таким образом, весьма целесообразны, потому что содержат только существенные и постоянные признаки предмета (две ноги, два глаза и т.п.).

Стадию правдоподобных изображений отличает особое внимание к образу человека: ребенок изображает его «пластичным» и более пропорциональным. Ноги и руки имеют толщину, их начертание приобретает некоторый изгиб, появляется округлость плеч. Голова не просто обрастает волосами, на ней появляется характерная прическа. Наконец весь человек облачается в какую-либо одежду: юный художник пытается изобразить его в движении, сидя, лежа, в профиль и т.п. Для этого этапа характерно стремление ребенка нарисовать фигуру человека оптимально, в его изображении порой можно наблюдать совмещение фасового (плечи, голова) и профильного (туловище, ноги, голова) изображений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Выявление специфики творческой деятельности
В связи с темой исследования мы вводим в содержание дипломной работы такие понятия как, деятельность, творческая деятельность: Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ...

Социальная компетентность как фактор социализации
Социальная компетентность, по мнению В. Гузеева, представляет собой способность действовать в социуме с учетом позиций других людей. Г. Селевко определяет социальную компетентность – как умение полно ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru