Изобразительная деятельность является одним из основных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Ребенок все воспринимает по-своему, и процесс создания рисунка приближает к игре. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не нарушить примитивную целостность их эстетического освоения мира, не навязать свое взрослое мироощущение.
В разных странах мира исследовались детские рисунки, выполненные без педагогического руководства, самостоятельно. Анализ большого количества рисунков позволил выявить общие характеристики изобразительного творчества детей различных культур и национальностей, растущих в семьях разного социального уровня. Эти характеристики обусловлены психофизиологическими особенностями детского развития. Их принято называть возрастными.
Разработка содержания современного художественного образования и воспитания не возможна без учета возрастных особенностей развития детей. В рисунках ребенка зафиксирована эволюция его взросления. Задача взрослых заключается в том, чтобы это развитие было поступательным, а не стояло на месте, чтобы одна возрастная фаза развития органично сменяла другую, чтобы ребенок в полной мере смог прожить неизменные слагаемые каждого возраста, характеризующие период детства, отрочества и юности.
Г. Кершенштейнер, К. Лампрехт, Ф. Флейдер, А.В. Бакушинский и др. связывали эволюцию развития детского рисунка с историей развития мирового изобразительного искусства. В книге «Рождение образа» К.Лампрехт и Ф. Флейдер, обратили внимание на то, что коды-образы в детском рисунке развиваются по аналогии с развитием кодов-образов мирового искусства. Эта теория получила название биогенетической и была подвергнута критике, в частности - Л.С. Выготским. В результате было забыто очень важное утверждение, которое, на наш взгляд, является важной стержнеобразующей основой содержания художественного образования: поскольку каждый возраст имеет самодовлеющую ценность (А.В. Бакушинский), то изживание этой ценности (ее открытие, принятие и отрицание), является показателем органичности естественного роста человека, его самореализации.
Психолог И.Е. Берлянд отмечал: «природосообразным» считается тот образовательный процесс, который ориентируется на естественный ход развития психики современного ребенка. Каждый возраст понимается «не только как этап подготовки к следующему возрасту (дошкольный возраст - как период подготовки к школе, школьный - как период подготовки к взрослой жизни), но и как самостоятельный, самоценный способ организации сознания и мышления ребенка, как голос, формирующийся в данном возрасте и не снимаемый в последующем развитии, а вступающий в диалог с другими голосами».
Георг Кершенштейнер, вычленив основные вехи, по которым развивается рисование у человека, распределил весь процесс развития детского рисунка на четыре ступени, соотнося их с возможностями периодов младенчества, детства, отрочества и юности.
Лев Семенович Выготский также анализировал этапы изобразительного творчества детей по четырем ступеням и вслед за Г. Кершенштейнером выделил:
стадию каракуль (до 3-4 лет);
стадию схематических изображений (до 7 лет);
стадию возникшего чувства формы и линии (до 10 лет);
стадию правдоподобного изображения (до 10 лет), стадию пластического изображения (с 11 лет).
А.В. Бакушинский, развивая их подход, видел зависимость развития детского рисунка от двигательной, двигательно-зрительной и зрительной установки психики.
Руководить развитием детей в изобразительной деятельности необходимо. Но при этом педагогам и родителям надо найти золотую середину между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие.
Педагогическая ценность овладения изобразительными навыками заключается в формировании у детей эстетических чувств, в способности лучше понимать художественные образы.
В настоящее время в педагогическом процессе для формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста существуют различные пути, методы и приемы обучения детей рисованию: различные игры, беседы, чтение художественной литературы, произведения искусства, показ способов изображения, наблюдения за явлениями и предметами окружающего мира, объяснение и многие другие.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Направления совершенствования оценочной деятельности в материалах ФГОС второго
поколения
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования – формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества социокультурной модернизации страны. Требования к результатам освоения осно ...
Экспериментальное изучение активизации познавательных процессов у младших
школьников
В ходе анализа данных научно-методической литературы установлено, что успешное решение задач гармоничного воспитания во многом зависит от правильной постановки физического воспитания. В этой связи особое значение приобретает дальнейшее обоснование эффективности средств и методов физического воспита ...
Компетенция ПКПП-11
Компетенция ПКПП-11 – это профессиональная компетенция в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: «способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопр ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.