Педагогика » Педагогические условия формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях

Педагогические условия формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего, рисование.

Л.С. Выготский отмечал: «Очевидно, существует какая- то внутренняя связь между личностью ребенка в этом возрасте и его любовью к рисованию. Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, потому что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет».

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская, А.В.Запорожец, Н.П. Сакулина, П.П. Чистяков, Либерти Тэдд, В.М. Бехтерев, К.М. Лепилов, Е.В. Разыграев, В.И. Бейер, Е.А. Флерина, Е.И. Чарушин, А.П. Усова и другие. Проблема изобразительного творчества дошкольников раскрыта в работах таких авторов, как Копцева Т.А., Дрозд Н., Вепрева О.А., Галанов А.С.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость создание развивающей среды и интегрированного педагогического воздействия, основанного на изобразительном искусстве, ориентированного на эффективное личностное развитие и удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов детей.

Так, в работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.

Некоторые авторы раскрывают развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования: Архарова Н.В., Пищикова Н.Г., Новикова Г.П., Коротких О.В., Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. и др.

Однако практический аспект формирования интереса к изобразительному искусству и развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественного сюжетного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и, соответственно, должна измениться технология работы педагогов.

Актуальность исследования определяется тем, что современная система образования должна учитывать широкий спектр возможностей современного образовательного пространства. В силу этого система образования должна трансформироваться в сторону открытости, динамичности, вариативности, то есть в своем развитии учитывать принцип открытости.

Именно открытость образования подразумевает не только неограниченный поток информации, но и наличие культурного пласта знаний, достижений, традиций, которые в определенной мере проецируют будущее системы и рождение нового. Этому также способствует и реализация принципа интегративности, который обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований.

Нельзя не учитывать принцип креативности, который ориентирует на формирование творческой индивидуальности, выработку творческого стиля деятельности, нестандартное решение педагогических задач, способность к инновациям. Главными признаками творчества являются:

создание нового или существенное усовершенствование известного;

оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

взаимосвязь творчества, сотворчества и самотворчества, самосозидания.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать педагогические условия формирования интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста на интегрированных занятиях.

Объект исследования: педагогические условия формирования интереса к изобразительному искусству.

Предмет исследования: педагогические условия формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях.

Гипотеза исследования: процесс формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если педагог будет использовать для достижения поставленной цели интегрированные занятия. Таким образом, в качестве необходимых педагогических условий для формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие:

отбор содержания занятий по изобразительной деятельности, доступных возрастным особенностям детей 6-7 лет;

использование разнообразных приемов обучения, стимулирующих проявление самостоятельности, активности и инициативы детей;

разработка содержания интегрированных занятий по изобразительной деятельности, направленных на формирование интереса к изобразительному искусству у детей 6-7 лет;

активность детей в проявлении изобразительных умений и творческого воображения на интегрированных занятиях.

Задачи исследования:

изучить и проанализировать психологические исследования и литературу по проблеме формирования интереса к изобразительному искусству;

разработать цикл интегрированных занятий по формированию интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста;

апробировать разработанные занятия на практике, провести качественный и количественный анализ полученных данных.

Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования Т.А. Копцевой, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой, Т.Н. Дороновой и др., которые убедительно показывают, что ознакомление с произведениями искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М. Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Методы исследования:

теоретический: анализ литературы;

эмпирические методы: наблюдение, беседа;

интерпретационные: качественный и количественный анализ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась репрезентативностью выборки, комплексным применением психодиагностических методик, адекватных цели и задачам исследования, процедурой их применения, использованием методов математической статистики для обработки полученных данных.

Теоретическое значение работы заключается в том, что проведенное исследование позволит уточнить и расширить представления о методах и приемах, используемых для формирования интереса к изобразительному искусству детей старшего дошкольного возраста, и выявить педагогические условия развития художественно – творческих способностей старших дошкольников на интегрированных занятиях в ДОУ.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей детских садов по формированию у детей интереса к изобразительному искусству, которые помогут практическим работникам оптимизировать процесс обучения старших дошкольников, эффективнее использовать различные материалы, разнообразные формы организации интегрированных занятий по изобразительной деятельности.

База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Жаворонок» города Абакана.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Похожие публикации:

Особенности развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
Овладение грамотой – это первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма. Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Так, чи ...

Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
История исследования детей с ЗПР имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями: ″отстающие в педагогическом отношении″, ″псевдонормальные″, ″запоздавшие″ и др. в отечественной психолого-педагогической литературе для обозначения подобны ...

Обеспечение безопасности на учебно-тренировочных занятиях
Необходимые условия безопасности при самостоятельных занятиях физическими упражнениями прежде чем приступить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями или каким-либо видом спорта, каждый школьник должен пройти медицинский осмотр. После осмотра у врача следует проконсультироваться у учител ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru