Педагогика » Религиозные идеи в педагогике » Педагогические идеи Ветхого Завета

Педагогические идеи Ветхого Завета

Страница 1

Уже изначально библейский текст вводит нас в обучающую ситуацию: Адам и Ева ослушались наказа Бога, и за это они изгнаны из рая. Отсюда выводится первый постулат – постулат послушания, как повиновения и покорности. Любое нарушение постулата, или иначе – закона, ведёт к неминуемому наказанию.

В противовес понятию послушания выводится понятие непослушания, или другими словами, греха. Исходя из библейской трактовки, грех – поступок, противный закону Божию, вина перед Господом. Грехом Адама и Евы стало то, что они отведали плод от древа познания Добра и зла, невзирая на запрет Творца. И если до этого данные понятия были им не знакомы, то теперь «открылись глаза у обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания», то есть познали Добро и Зло.

С этого момента начинается чёткое дифференцирование всех поступков на добрые и злые. Добро – нечто положительное, полезное, в какой-то степени угодное Богу. И зло – как нечто вредное, дурное, не угодное Богу. Каждое из этих понятий подтверждается примером. Так добро творят Авель, Ной, Авраам, Моисей, Иосиф, а их антагонистами выступают Каин, Сатана (он же змей-искуситель), братья Иосифа, жители Содома и Гоморры.

Люди становятся настолько грешными, что Господь решается истребить род людской, но среди миллионов грешников, находится семья праведного Ноя, которого Бог спасает и оставляет жить. Вычленяется ещё одна идея: живи по закону и спасёшься.

Со временем в Библии выводится и основной закон – знаменитые десять заповедей. Считаем уместным привести их здесь полностью:

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе веху, что на земле внизу и что в воде ниже земли, – не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящих милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего».

Если читать вдумчиво, анализируя написанное то обнаруживается. Что во-первых, все записи имеют чётко сформулированное правило, начинающееся с отрицательной частицы не, то есть в правиле говориться не то, что надо делать, а то, чего делать не стоит. Таким образом, используется метод «от противного». Десять заповедей чётко разводят такие понятия, как добро и зло, грех и добродетель. При помощи их расставляются чёткие жизненные ориентиры. В Ветхом завете заповеди закрепляют правильный образ жизни, строго ограничивая низменные желания человека, формируют его ценностную картину мира. Заповеди выступают своего рода «точками опоры» чтобы верующий человек не растерял своих внутренних Божественных «зёрен».

Пророческие книги представлены в двуплановом характере: книги биографические и сами пророческие.

Книги биографической направленности представляют собой жизнеописания выдающихся библейских персонажей, как-то: Самсон, Самуил, Руфь, Давид. Основным педагогическим методом здесь будет метод примера – созерцая на деяния перечисленных героев, читатель должен выбрать для себя авторитетную личность, чьему примеру он будет дальше следовать по жизни, найти в нём положительные и отрицательные черты, которые стоит или наоборот, не стоит прививать себе.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Анализ проведение эксперимента ролевая игра «Мир фольклора»
Хочу напомнить, что ролевая игра тем и отличается от театра, что в ней нет предсказуемых ходов, нет конкретной сюжетной линии, есть только «Дано», какое решение и окончание будет правильным не знает никто. Можно сказать, что все зависит от игроков. Сценарий игры. Игра рассчитана на 70-100 человек, ...

Проблемы, принципы и особенности обучения детей с дефектами в развитии
В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и в системе образования. Многообразие форм и методов обучения сопровождается избирательным и агрегирующим подходом к участникам педагогического процесса. Наблюдаются процессы локализации образования, придания ...

Анализ подходов к социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта в программах обучения и воспитания
Проводя исследование по данной теме, нами было рассмотрено множество подходов к решению проблемы формирования социальной адаптации детей с синдромом Дауна. В настоящее время существует множество программ дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта. Каждая из них по-разному раскрывает эт ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru