Педагогика » Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике » Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения

Страница 5

Рис. 1. Степень активности и самостоятельности учащихся при осуществлении проектной деятельности

Как видим, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах, и от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, — зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как отмечает И.Д. Чечель, на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов И.Д. Чечель советует использовать рейтинговую оценку. Автор рассматривает два варианта оценки, критерии оценки.

Интересен способ оценки, разработанный доцентом МПГУ П.С. Лернером, который представляет И.Д. Чечель.

В ходе анализа методической и педагогической литературы нами проанализированы и выделены параметры оценки результатов проектной деятельности и критерии оценки защиты проекта.

Параметры оценки результатов проектной деятельности:

значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, адекватность их изучаемой тематике;

реальность, практическая направленность и значимость работы;

корректность используемых методов исследования и обработки полученных результатов;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;

логичность и последовательность изложения;

четкость формулировок, обобщений, выводов;

аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

стилистическая и языковая культура изложения;

полнота библиографии;

наличие собственных взглядов на проблему и выводов;

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

характер общения, взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения;

авторство;

умение отвечать на вопросы оппонентов, корректность в дискуссии;

перспектива доработки (потенциал);

эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем, рисунков;

соответствие оформления проекта стандартным требованиям.

Критерии оценки защиты проекта:

качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объём;

объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;

культура речи;

чувство времени;

использование наглядных средств;

умение удерживать внимание аудитории;

умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;

готовность к дискуссии;

доброжелательность, контактность.

На сайте Интернет имеется перечень общеучебных умений и навыков, которые развиваются в проектной деятельности.

1. Рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Формирование основ целостного художественного восприятия
Рассмотрим музейно-игровую методику по развитию художественного восприятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она предназначена для работы как в условиях музейной среды, так и в образовательном учреждении — при наличии необходимого дидактического обеспечения: слайдов, реп ...

Характеристика детей подросткового возраста из малообеспеченной семьи
Подростковый возраст — «стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Подростковый возраст называют переходным, потому что в течении этого п ...

Пути повышения профессионализма
В настоящее время профессионализм педагога учёные рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем — профессионализма личности (личностный аспект) и профессионализма деятельности (функциональный аспект). Функциональный аспект профессионализма отражает сложность социальных функ ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru