Педагогика » Семья как фактор формирования личности ребенка » Система семейного воспитания

Система семейного воспитания

Страница 3

Стиль "подавления".

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. В.С. Мухина предложила свою характеристику стилей семейного воспитания:

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы." Как дела у тебя Петр?", " Я готов выслушать тебя,

Петр", " Я могу тебе помочь в этом, Петр". В таком ключе взрослые из хорошо рефлектирующих семей выражают готовность к сотрудничеству с ребенком. Главное в такой семье - сохранение столь желанного для ребенка чувства самоуважения.

Характер ребенка из семьи с высокой рефлексивностью и ответственностью развивается вполне благополучно (если, конечно, здесь нет угнетающих это развитие предпосылок). Он строит свои отношения с окружающими преимущественно по адекватно лояльному типу. Ценностные ориентации ребенка в такой семье направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности: предметного мира, образно - знаковых систем, природы, самого социального пространства непосредственных отношений людей. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития ребенка.

Семья отчужденная. В этой семье ребенком мало интересуются, избегают общения с ним и держат его на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя: превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.

Ребенок в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способа его взаимодействия в семье. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.

Авторитарная семья со сложившимися стереотипами. Предъявляет к ребенку жесткие требования, обычно применяет и физические наказания.

В авторитарной семье ребенок одинок, несчастен и не уверен в себе.

Тенденции развития его характера отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе ребенка. Авторитарная семья также может ограничит возможности ребенка в развитии.

Семья с попустительским отношением. В такой семье господствует принцип вседозволенности: ребенок "садится на шею" родителям и хорошо осваивает способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные характеристики характера ребенка из такой семьи.

Здесь ребенок несчастлив вдвойне: у него существует кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь. В этой семье ребенок не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему не известна. Он опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье, - агрессию (которая выражается в необоснованной нетерпимой требовательности - " Я так хочу!", " Я сказал!") и нигилизм.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Сущность социального воспитания подростков в учреждении дополнительного образования
Социальное воспитание- взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой со ...

Структура педагогического авторитета
Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек. Личностный ко ...

Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях
В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводят ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru