Стиль "подавления".
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. В.С. Мухина предложила свою характеристику стилей семейного воспитания:
Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы." Как дела у тебя Петр?", " Я готов выслушать тебя,
Петр", " Я могу тебе помочь в этом, Петр". В таком ключе взрослые из хорошо рефлектирующих семей выражают готовность к сотрудничеству с ребенком. Главное в такой семье - сохранение столь желанного для ребенка чувства самоуважения.
Характер ребенка из семьи с высокой рефлексивностью и ответственностью развивается вполне благополучно (если, конечно, здесь нет угнетающих это развитие предпосылок). Он строит свои отношения с окружающими преимущественно по адекватно лояльному типу. Ценностные ориентации ребенка в такой семье направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности: предметного мира, образно - знаковых систем, природы, самого социального пространства непосредственных отношений людей. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития ребенка.
Семья отчужденная. В этой семье ребенком мало интересуются, избегают общения с ним и держат его на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя: превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.
Ребенок в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способа его взаимодействия в семье. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.
Авторитарная семья со сложившимися стереотипами. Предъявляет к ребенку жесткие требования, обычно применяет и физические наказания.
В авторитарной семье ребенок одинок, несчастен и не уверен в себе.
Тенденции развития его характера отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе ребенка. Авторитарная семья также может ограничит возможности ребенка в развитии.
Семья с попустительским отношением. В такой семье господствует принцип вседозволенности: ребенок "садится на шею" родителям и хорошо осваивает способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные характеристики характера ребенка из такой семьи.
Здесь ребенок несчастлив вдвойне: у него существует кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь. В этой семье ребенок не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему не известна. Он опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье, - агрессию (которая выражается в необоснованной нетерпимой требовательности - " Я так хочу!", " Я сказал!") и нигилизм.
Сущность социального воспитания подростков в учреждении дополнительного
образования
Социальное воспитание- взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой со ...
Структура педагогического авторитета
Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек. Личностный ко ...
Профилактическая помощь при работе в образовательных
учреждениях
В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводят ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.