Педагогика » Семья как фактор формирования личности ребенка » Система семейного воспитания

Система семейного воспитания

Страница 3

Стиль "подавления".

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. В.С. Мухина предложила свою характеристику стилей семейного воспитания:

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы." Как дела у тебя Петр?", " Я готов выслушать тебя,

Петр", " Я могу тебе помочь в этом, Петр". В таком ключе взрослые из хорошо рефлектирующих семей выражают готовность к сотрудничеству с ребенком. Главное в такой семье - сохранение столь желанного для ребенка чувства самоуважения.

Характер ребенка из семьи с высокой рефлексивностью и ответственностью развивается вполне благополучно (если, конечно, здесь нет угнетающих это развитие предпосылок). Он строит свои отношения с окружающими преимущественно по адекватно лояльному типу. Ценностные ориентации ребенка в такой семье направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности: предметного мира, образно - знаковых систем, природы, самого социального пространства непосредственных отношений людей. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития ребенка.

Семья отчужденная. В этой семье ребенком мало интересуются, избегают общения с ним и держат его на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя: превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.

Ребенок в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способа его взаимодействия в семье. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.

Авторитарная семья со сложившимися стереотипами. Предъявляет к ребенку жесткие требования, обычно применяет и физические наказания.

В авторитарной семье ребенок одинок, несчастен и не уверен в себе.

Тенденции развития его характера отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе ребенка. Авторитарная семья также может ограничит возможности ребенка в развитии.

Семья с попустительским отношением. В такой семье господствует принцип вседозволенности: ребенок "садится на шею" родителям и хорошо осваивает способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные характеристики характера ребенка из такой семьи.

Здесь ребенок несчастлив вдвойне: у него существует кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь. В этой семье ребенок не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему не известна. Он опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье, - агрессию (которая выражается в необоснованной нетерпимой требовательности - " Я так хочу!", " Я сказал!") и нигилизм.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Признаки задержки речевого развития
У ребенка значительная задержка речевого развития, если: 12 месяцев – ребенок мало лепечет; 18 месяцев – не понимает простых слов, своего имени, названий окружающих предметов, не выполняет простые просьбы типа «сядь», «иди ко мне»; 2 года – использует всего несколько простых слов, не пытается повто ...

Виды заданий на развитие творчского мышления
Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позвол ...

Разработка системы оценивания знаний учащихся
Система оценивания знаний базируется на нескольких факторах: сложность выполняемых задач, общий уровень активность обучающегося в течение изучения курса, количество выполненных заданий, самостоятельное изучение материала, выполнение творческих заданий, если таковые имеются в наличии. Наиболее рацио ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru