Педагогика » Семья как фактор формирования личности ребенка » Система семейного воспитания

Система семейного воспитания

Страница 2

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. В современной психолого-педагогической литературе существуют различные стили семейного воспитания, но основными из них являются: авторитарный, либеральный и демократический, классификацию которых описал И.П. Подласый.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапеляционностью.

Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля.

Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку выделяется две разновидности: "авторитет подавления" и "авторитет расстояния и чванства". Авторитет подавления - это самый страшный и дикий вид авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, "слякотных", озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо "в целях воспитания", либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - "чтобы они лучше слушались". Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. При потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью, путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности, родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего "подыгрываться" к людям.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитывать детей такими, какими являются сами.

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Средства формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна
Формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов. Игра и свободная деятельность. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника являет ...

Педагогические основы художественного воспитания в кружке изобразительного искусства
В соответствии с законом Российской федерации "Об образовании" видоизменяется система внешкольной работы, в том числе внешкольного воспитания, привлекается внимание к дополнительному образованию - в сфере досуга, что немаловажно для развития личности ребенка. Система внешкольного воспитан ...

Сравнительная характеристика общения по возрастам
Такому навыку развития, как коммуникативный, на протяжении многих лет уделяется внимание таких выдающихся педагогов как Я.О. Коменский, Н. Веракса, Ж.Локк, Д.Б.Эльконин и многих других. Все они придерживаются того, что дети в дошкольном возрасте представляют собой чистую страницу, которая на протяж ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru