Педагогика » Семья как фактор формирования личности ребенка » Система семейного воспитания

Система семейного воспитания

Страница 2

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. В современной психолого-педагогической литературе существуют различные стили семейного воспитания, но основными из них являются: авторитарный, либеральный и демократический, классификацию которых описал И.П. Подласый.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапеляционностью.

Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля.

Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку выделяется две разновидности: "авторитет подавления" и "авторитет расстояния и чванства". Авторитет подавления - это самый страшный и дикий вид авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, "слякотных", озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо "в целях воспитания", либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - "чтобы они лучше слушались". Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. При потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью, путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности, родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего "подыгрываться" к людям.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитывать детей такими, какими являются сами.

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Средства формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна
Формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов. Игра и свободная деятельность. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника являет ...

Инновационная деятельность учителя
Обращения к проблемам инновационной деятельности и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе. Развитие научных интересов в этом направлении обнаружило сложность и многоаспектность данно ...

Психологические особенности детей с дефектами в развитии
Дети с дефектами в развитии – дети, у которых в силу физических или психических недостатков имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. В основе отклонений в развитии ребенка лежат, в одних случаях, органические или грубые функ ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru