Педагогика » Связь педагогической науки с другими науками. Основные задачи педагогической науки, их сущность » Связь педагогики с другими науками

Связь педагогики с другими науками

Наряду с внутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими науками. По классификации академика Б.М. Кедрова, она входит в группу прикладных, практических наук вместе с медициной и техникознанием. Связь ее с другими науками выражается в следующем. Она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета - воспитания. Она адаптирует к своим нуждам методы исследования, а также организует комплексные междисциплинарные исследования. Часть ее исследований носит фундаментальный характер, другая часть прикладной. Без ориентации на практику, на совершенствование процесса воспитания педагогика не существует. Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Социология дает педагогике знание о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях. Этика и эстетика дают знание о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и художественного воспитания. Экономика обогащает педагогику знанием об экономических, производственных процессах, влияющих на образование. Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность.

Ближе всего к педагогике стоит психология, наука о сознании и поведении человека. Психология открывает законы развития личности, педагогика учит целенаправленно руководить им. Кибернетика, теория управления сложными динамическими системами, играет большую роль в развитии педагогики, так как педагогические процессы интерпретируются как процессы управления педагогическими системами. Информатика, наука о сборе, обработке информации, наряду с кибернетикой, очень важна для педагогики: информация - глобальная категория современной науки. Появилось научное направление - педагогическая информатика, изучающая информационные методы и технологии в педагогике. Ведь в процессе обучения тоже происходит переработка информации и ее использование. Педагогика опирается на знание об информации и работе с ней. Создание интеллектуальных систем позволяет по-новому взглянуть на обучение: восприятие и усвоение информации человеком.

Педагогика связана и с другими науками. Педагогическое знание носит во многом междисциплинарный характер, ибо человек и его воспитание изучается многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смежных наук. Однако педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему понятий, теорий, которые следует знать учителю.

Похожие публикации:

Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности
В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 23 апреля 2009г. отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеко ...

Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством
Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в места ...

Развитие музыкальных способностей
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстети­ческом и нравственном становлении личности ребенка. Средства­ми музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, р ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru