Технология проблемного обучения в начальной школе – это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.
В технологии проблемного обучения, по мнению Селевко Г.К., сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности. Проблемное обучение требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. В основе лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного процесса. Это представляется возможным при использовании проблемных ситуаций в учебном процессе. Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, по интересности содержания, по уровню проблемности, по методическим особенностям.
Развернутый ответ на вопрос «Как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы?» дает проблемно-диалогическая технология. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог – это система вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип (метод) обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Центральную часть данной технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.
Классификация методов обучения
(Таблица 1).
методы |
проблемные |
традиционные | ||
постановка учебной проблемы |
побуждающий от проблемной ситуации диалог |
подводящий к теме диалог |
сообщение темы с мотивирующим приёмом |
сообщение темы |
поиска решения |
побуждающий к гипотезам диалог |
подводящий диалог от проблемы |
подводящий диалог без проблемы |
сообщение знания |
Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.
В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.
Далее рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения:
1.Методы постановки учебной проблемы
(Таблица 2)
Приемы создания проблемной ситуации |
Побуждение к осознанию противоречия |
Побуждение к формулированию проблемы |
1.Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. |
-Что вас удивило? -Что интересного заметили? - Какие факты налицо? |
Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. |
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? | |
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. |
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
Развивающие игры и упражнения как средство преодоления агрессивного
поведения у дошкольников
Ребенок, посещающий детский сад, большую часть своего времени проводит именно среди воспитателей и своих сверстников, в детском саду. Это позволяет педагогу не просто своевременно выявить агрессивность в поведении своих воспитанников, но и оказать им своевременную помощь в её преодолении, используя ...
Возможности активизации воображения при работе над художественным
произведением
Итак, какие методы и приемы должен применять учитель на своем уроке, чтобы активизировать воображение младших школьников при работе над художественным произведением, при этом повысить качество восприятия художественного произведения? Изображаются ли в методике новые приемы и методы? Нет. Вообще во ...
Профессионально-педагогический интерес и склонность
к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной
деятельности
Значение интересов в жизни человека очень велико. Вызванные привлекательностью предмета, явления или действительности интересы побуждают личность выбрать ту или иную профессию, овладевать знаниями, расширять кругозор, преодолевать трудности, заниматься спортом и др. В возникновении профессиональног ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.