Педагогика » Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций » Сравнительный анализ результатов опытной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста

Сравнительный анализ результатов опытной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

При анализе результатов контрольного этапа эксперимента была построена сравнительная таблица.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы

Таблица 5

Уровни

Результаты констатирующего этапа

эксперимента

Результаты контрольного этапа

эксперимента

Высокий

Средний

Низкий

2 ребёнок

5 детей

5 ребёнка

3 ребёнка

6 детей

3 ребёнка

В таблице прослеживается явная динамика повышения уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей. Можно сделать вывод, что использование проблемных ситуаций при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста на практике дали эффективные результаты.

Один ребенок, который был на среднем уровне, и два ребенка, которые были на низком уровне, повысили свои результаты и перешли на высокий и средний уровни. Эти дети каждый день посещали детский сад, были активными, старательными, внимательными. Они, как и другие дети, допускали ошибки, но их становилось всё меньше и меньше, помощи просили редко. На среднем уровне осталось шестеро детей. Уровень сформированности знаний о безопасности жизни не изменился, но дети стали допускать меньше ошибок при выполнении данных им заданий. Трое детей остались на низком уровне, но произошли позитивные изменения внутри уровня.

В результате анализа литературы по вопросу было выявлено, что теория проблемного обучения на сегодняшний день разработана и принята. Существует большое количество методов, реализующих принцип проблемности и психологические и методические рекомендации по проведению уроков экологии с элементами проблемного обучения. Использование элементов проблемного обучения при изучении окружающего мира очень эффективно. Этот факт подтверждают многие психологические, философские и педагогические исследования. В отличие от традиционного, проблемное обучение более трудоемкое в создании и осуществлении. Тем не менее, за всю историю своего существования разработки элементов проблемного обучения накопили огромный багаж, позволяющий сделать обучение экологии не отвлеченным, интересным для каждого и практически эффективным. Такая форма обучения позволяет понять не только теоретические понятия, сведения и факты, но и пользоваться ими в жизни с благородными целями и при выходе из школы.

Педагогика в умственных операциях от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы усматривает следующие этапы:

1. Возникновение проблемной ситуации,

2. Осознание сущности затруднения и постановки проблемы,

3. Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

4. Доказательство гипотезы,

5. Проверка правильности решения.

На практике, анализ ответов детей дошкольного возраста показал, что в основном они интересуются данной темой, но общие знания и представления детей о правила безопасного поведения на дороге схематичны и разрознены. Более полными ответы были в основном о нескольких объектах (обозначение цветов светофора, название тротуара и проезжей части, объяснение, кто называется пешеходом).

Данные опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что в условиях проблемных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень знаний о безопасности жизни. В проблемных ситуациях повышение продуктивности запоминания правил безопасности жизни объясняется собственной активностью ребенка. Дети, принимая игровую задачу, принимали ее внутреннее содержание и были озабочены тем, чтобы действительно запомнить данный материал.

Поиск ребенком способов решения игровой задачи позволял ребенку освоить знания о безопасности жизни, это подтверждают данные контрольного этапа опытно-экспериментальной работы. Выделился главный момент – ребенок в поставленной перед ним игровой задаче меньше волнуется, отвлекается, так как «захвачен» игрой, ему необходимо правильно выполнить игровую задачу для получения результата.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста при условии содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровой и проблемной задач, соблюдении определённой последовательности в работе по формированию знаний о безопасности жизни.

Опытно-экспериментальную работу по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста методом проблемной ситуации можно считать эффективной, поскольку цель выпускной квалификационной работы достигнута, о чём свидетельствуют положительные результаты, выявленные на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.

Страницы: 1 2 3 

Похожие публикации:

Развитие начальных логических приемов мышления как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников и повышения их уровня притязаний
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе для учителей. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформи ...

Духовное воспитание: система понятий
Все, что так или иначе связано с феноменом духовного воспитания, можно в полной мере определить словом "межпарадигмальный". Речь идет в первую очередь о религиозной (в данном реферате имеется в виду православие как одна из культурообразующих религий) и светской образовательных парадигмах. ...

Школа как центр социально-педагогической работы
Сегодня изменяется содержание образования, первостепенное значение приобретает воспитание ребенка, формирование его личности. Социальный педагог в этой связи становится одной из центральных фигур в общеобразовательном учреждении. В различных странах существует два подхода к деятельности социального ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru