Педагогика » Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций » Сравнительный анализ результатов опытной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста

Сравнительный анализ результатов опытной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

При анализе результатов контрольного этапа эксперимента была построена сравнительная таблица.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы

Таблица 5

Уровни

Результаты констатирующего этапа

эксперимента

Результаты контрольного этапа

эксперимента

Высокий

Средний

Низкий

2 ребёнок

5 детей

5 ребёнка

3 ребёнка

6 детей

3 ребёнка

В таблице прослеживается явная динамика повышения уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей. Можно сделать вывод, что использование проблемных ситуаций при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста на практике дали эффективные результаты.

Один ребенок, который был на среднем уровне, и два ребенка, которые были на низком уровне, повысили свои результаты и перешли на высокий и средний уровни. Эти дети каждый день посещали детский сад, были активными, старательными, внимательными. Они, как и другие дети, допускали ошибки, но их становилось всё меньше и меньше, помощи просили редко. На среднем уровне осталось шестеро детей. Уровень сформированности знаний о безопасности жизни не изменился, но дети стали допускать меньше ошибок при выполнении данных им заданий. Трое детей остались на низком уровне, но произошли позитивные изменения внутри уровня.

В результате анализа литературы по вопросу было выявлено, что теория проблемного обучения на сегодняшний день разработана и принята. Существует большое количество методов, реализующих принцип проблемности и психологические и методические рекомендации по проведению уроков экологии с элементами проблемного обучения. Использование элементов проблемного обучения при изучении окружающего мира очень эффективно. Этот факт подтверждают многие психологические, философские и педагогические исследования. В отличие от традиционного, проблемное обучение более трудоемкое в создании и осуществлении. Тем не менее, за всю историю своего существования разработки элементов проблемного обучения накопили огромный багаж, позволяющий сделать обучение экологии не отвлеченным, интересным для каждого и практически эффективным. Такая форма обучения позволяет понять не только теоретические понятия, сведения и факты, но и пользоваться ими в жизни с благородными целями и при выходе из школы.

Педагогика в умственных операциях от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы усматривает следующие этапы:

1. Возникновение проблемной ситуации,

2. Осознание сущности затруднения и постановки проблемы,

3. Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

4. Доказательство гипотезы,

5. Проверка правильности решения.

На практике, анализ ответов детей дошкольного возраста показал, что в основном они интересуются данной темой, но общие знания и представления детей о правила безопасного поведения на дороге схематичны и разрознены. Более полными ответы были в основном о нескольких объектах (обозначение цветов светофора, название тротуара и проезжей части, объяснение, кто называется пешеходом).

Данные опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что в условиях проблемных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень знаний о безопасности жизни. В проблемных ситуациях повышение продуктивности запоминания правил безопасности жизни объясняется собственной активностью ребенка. Дети, принимая игровую задачу, принимали ее внутреннее содержание и были озабочены тем, чтобы действительно запомнить данный материал.

Поиск ребенком способов решения игровой задачи позволял ребенку освоить знания о безопасности жизни, это подтверждают данные контрольного этапа опытно-экспериментальной работы. Выделился главный момент – ребенок в поставленной перед ним игровой задаче меньше волнуется, отвлекается, так как «захвачен» игрой, ему необходимо правильно выполнить игровую задачу для получения результата.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста при условии содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровой и проблемной задач, соблюдении определённой последовательности в работе по формированию знаний о безопасности жизни.

Опытно-экспериментальную работу по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста методом проблемной ситуации можно считать эффективной, поскольку цель выпускной квалификационной работы достигнута, о чём свидетельствуют положительные результаты, выявленные на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.

Страницы: 1 2 3 

Похожие публикации:

Понятие и сущность экологического образования младших школьников
Под эколого – краеведческим образованием мы понимаем систему экологических знаний с краеведческой направленностью, поэтому в данной главе мы рассматриваем понятие «экологическое образование»; проблему изучения экологии и краеведения в начальной школе; анализируем программы по естественно – научному ...

Учебная программа занятий кружка «Роспись по дереву»
Для занятий росписи по дереву вполне достаточно обычных средних способностей, чтобы ученик при правильном руководстве им, сознательно усвоил технику росписи. Главной задачей на занятиях кружка «Роспись по дереву» является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а т ...

Анализ результатов формирования социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
На заключительном этапе исследования нами был проведен количественный и качественный анализ полученных данных. После проведения коррекционно-развивающей работы по формированию социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, была проведена повторная диагностика по тем же методик ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru