Педагогика » Методика обучения грамоте детей с отклонениями в развитии в школе для слабослышащих » Основные этапы работы по букварю в коррекционной школе

Основные этапы работы по букварю в коррекционной школе

Страница 4

8. Подбор слов и предложений к условно-графическим схемам.

9. Чтение трехсложных слов и слов, состоящих из новых слоговых структур:

хо-ди-ла

са-дик

по-пу-гай

ва-ри-ла

ку-бик

хо-ро-ший

10. Письмо слов и предложений под диктовку после предварительного устного разбора или послогового проговаривания.

Так же как и на предыдущих этапах, большое место в процессе закрепления занимают игры и игровые приемы: узнай букву по ее элементам (овал и петля внизу); отгадай букву: эта буква широка и похожа на жука; назови сам элементы буквы и предложи угадать товарищам; отгадай спрятанный предмет по первому (последнему) слогу его названия; кто больше составит слов по слоговой таблице; поиграем в домино со слогами на фишках и др.

На четвертом этапе обучения грамоте школьники усваивают йотированные гласные [е], [я], [ю], [ё], затем аффрикаты [ц], [ч], такие малоупотребительные звуки, как щелевые [щ], [ф], гласный [э]; читают слова со стечением двух согласных в начале и в конце: сначала твердые варианты, потом мягкие, сначала четырехбуквенные слоги, равные слову (крот, волк), затем трехбуквенные и четырехбуквенные, равные только отдельному слогу (рва-ла, клюк-ва).

Большие затруднения на этом этапе умственно отсталые дети испытывают прежде всего при освоении слогов со стечением согласных и с йотированными гласными.

Для того, чтобы облегчить детям задачу образования слогов со стечением согласных, рекомендуется использовать приемы наращивания согласных (ра — бра — брат), различного деления слов на слоги (рос-ли, ро-сли), изменения формы слов (лис-ты, лист). Усвоение слогов с гласными [я], [ю], [е], [ё] начинается со слов, где они стоят в начале. Далее вводятся слова, где эти гласные стоят в конце и образуют слог (Ю-ля, по-ю). Затем читаются слоги, где йотированные гласные обозначают мягкость согласного (Коля, ко-лю). При этом постепенно наращиваются синтагматические связи (Лю-ба, люк, клюк-ва). Поскольку умственно отсталым школьникам не объясняют двойную роль йотированных букв, чтение их в любой позиции отрабатывается практически. В качестве помощи сразу вводят прием сравнения. Гласные неоднократно прочитываются в «Городке букв» изолированно («вдоль улицы»), попарно (а, у; я, ю; а — я, у — ю); сравниваются слоговые структуры (лу — лю), слова с оппозиционными согласными (лук — люк).

К предыдущим заданиям на закрепление изученного материала добавляются задания, которые требуют от детей записи под диктовку коротких предложений.

На третьем и четвертом этапах возрастает количество слов и предложений, предлагаемых для чтения. Уровень владения навыками чтения у учащихся одного и того же класса оказывается разным. Поэтому приходится индивидуализировать процесс чтения, используя не только текст букваря, но и карточки с более легким и более сложным текстом, карточки со слогами и словами, специально составленные учителем книжки-малышки с картинками и различными по сложности текстами, по возможности чаще прибегать к игровым приемам.

В данной работе мы обратились к исследованию методики обучения грамоте детей с отклонениями в развитии, в частности учащихся школ для слабослышащих. При этом нами был осуществлен анализ психолого-педагогических основ обучения грамоте учеников с нарушениями слуха, были выявлены их трудности и проблемы, отмечена важность учета типологических и индивидуальных особенностей, свойственных группам учащихся или отдельным ученикам.

Исследователи В.Г. Петров, Р.М. Боскис справедливо отмечают необходимость в работе учителя сочетать фронтальную работу с дифференцированным и индивидуальным подходом.

Вместе с тем в курсовой работе отмечено, что методика обучения грамоте может быть успешной, если учитываются лингвистические законы языка, особенности русской фонетики и графики.

Мы пришли к выводу о том, что психоло-педагогические аспекты и ведущие положения фонетики и графики являются научной основой для методики обучения грамоте

На основании проведенного нами анализа научной литературы по данной теме мы сделали вывод о многообразии методических аспектов обучения грамоте в коррекционной школе, в частности школе для слабослышащих.В курсовой работе нами представлены основные из них: звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и методика его применения в коррекционной школе, добукварные занятия, работа по букварю в коррекционной школе.

Раскрывая особенности применения аналитико-синтетического метода, мы опирались на исследования В.Г.Горецкого. В.А.Кирюшкина, А.Ф. Шанько, которые разработали и апробировали основные положения аналитико-синтетического метода.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Патриотизм и культура межнациональных отношений - важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития
Как отмечалось в предыдущей главе, весьма существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и ...

Методика организации работы по разделу «Материаловедение» в 5-7 классе
Сейчас мы находимся на новом этапе развития потребностей общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, к выбору наиболее целесообразного для будуще ...

Музыкальное мышление и голосовой аппарат детей 7–10 лет
В музыкальном воспитании огромную роль играет преемственность развития. Поэтому возрастные особенности детей младшего школьного возраста необходимо рассматривать как предпосылки развития музыкальности. По целому ряду психологических показателей оптимальным для начала педагогического руководства раз ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru