8. Подбор слов и предложений к условно-графическим схемам.
9. Чтение трехсложных слов и слов, состоящих из новых слоговых структур:
хо-ди-ла |
са-дик |
по-пу-гай |
ва-ри-ла |
ку-бик |
хо-ро-ший |
10. Письмо слов и предложений под диктовку после предварительного устного разбора или послогового проговаривания.
Так же как и на предыдущих этапах, большое место в процессе закрепления занимают игры и игровые приемы: узнай букву по ее элементам (овал и петля внизу); отгадай букву: эта буква широка и похожа на жука; назови сам элементы буквы и предложи угадать товарищам; отгадай спрятанный предмет по первому (последнему) слогу его названия; кто больше составит слов по слоговой таблице; поиграем в домино со слогами на фишках и др.
На четвертом этапе обучения грамоте школьники усваивают йотированные гласные [е], [я], [ю], [ё], затем аффрикаты [ц], [ч], такие малоупотребительные звуки, как щелевые [щ], [ф], гласный [э]; читают слова со стечением двух согласных в начале и в конце: сначала твердые варианты, потом мягкие, сначала четырехбуквенные слоги, равные слову (крот, волк), затем трехбуквенные и четырехбуквенные, равные только отдельному слогу (рва-ла, клюк-ва).
Большие затруднения на этом этапе умственно отсталые дети испытывают прежде всего при освоении слогов со стечением согласных и с йотированными гласными.
Для того, чтобы облегчить детям задачу образования слогов со стечением согласных, рекомендуется использовать приемы наращивания согласных (ра — бра — брат), различного деления слов на слоги (рос-ли, ро-сли), изменения формы слов (лис-ты, лист). Усвоение слогов с гласными [я], [ю], [е], [ё] начинается со слов, где они стоят в начале. Далее вводятся слова, где эти гласные стоят в конце и образуют слог (Ю-ля, по-ю). Затем читаются слоги, где йотированные гласные обозначают мягкость согласного (Коля, ко-лю). При этом постепенно наращиваются синтагматические связи (Лю-ба, люк, клюк-ва). Поскольку умственно отсталым школьникам не объясняют двойную роль йотированных букв, чтение их в любой позиции отрабатывается практически. В качестве помощи сразу вводят прием сравнения. Гласные неоднократно прочитываются в «Городке букв» изолированно («вдоль улицы»), попарно (а, у; я, ю; а — я, у — ю); сравниваются слоговые структуры (лу — лю), слова с оппозиционными согласными (лук — люк).
К предыдущим заданиям на закрепление изученного материала добавляются задания, которые требуют от детей записи под диктовку коротких предложений.
На третьем и четвертом этапах возрастает количество слов и предложений, предлагаемых для чтения. Уровень владения навыками чтения у учащихся одного и того же класса оказывается разным. Поэтому приходится индивидуализировать процесс чтения, используя не только текст букваря, но и карточки с более легким и более сложным текстом, карточки со слогами и словами, специально составленные учителем книжки-малышки с картинками и различными по сложности текстами, по возможности чаще прибегать к игровым приемам.
В данной работе мы обратились к исследованию методики обучения грамоте детей с отклонениями в развитии, в частности учащихся школ для слабослышащих. При этом нами был осуществлен анализ психолого-педагогических основ обучения грамоте учеников с нарушениями слуха, были выявлены их трудности и проблемы, отмечена важность учета типологических и индивидуальных особенностей, свойственных группам учащихся или отдельным ученикам.
Исследователи В.Г. Петров, Р.М. Боскис справедливо отмечают необходимость в работе учителя сочетать фронтальную работу с дифференцированным и индивидуальным подходом.
Вместе с тем в курсовой работе отмечено, что методика обучения грамоте может быть успешной, если учитываются лингвистические законы языка, особенности русской фонетики и графики.
Мы пришли к выводу о том, что психоло-педагогические аспекты и ведущие положения фонетики и графики являются научной основой для методики обучения грамоте
На основании проведенного нами анализа научной литературы по данной теме мы сделали вывод о многообразии методических аспектов обучения грамоте в коррекционной школе, в частности школе для слабослышащих.В курсовой работе нами представлены основные из них: звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и методика его применения в коррекционной школе, добукварные занятия, работа по букварю в коррекционной школе.
Раскрывая особенности применения аналитико-синтетического метода, мы опирались на исследования В.Г.Горецкого. В.А.Кирюшкина, А.Ф. Шанько, которые разработали и апробировали основные положения аналитико-синтетического метода.
Семья как важнейший микрофактор социализации личности
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институ ...
Комплексные занятия из нетрадиционного материала как средство развития у
детей чувств цвета
Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал дол ...
Оценка уровня сформированности психологических знаний и умений среди
студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту и тренеров
При определении уровня сформированности психологической компетентности об особенностях подготовки спортсменов к соревнованиям, а именно: "Умение оценивать психическую готовность спортсмена к соревнованиям, знания о средствах и методах регулирования неблагоприятных психических состояний и умени ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.