Педагогика » Методика обучения грамоте детей с отклонениями в развитии в школе для слабослышащих » Основные этапы работы по букварю в коррекционной школе

Основные этапы работы по букварю в коррекционной школе

Страница 3

1. Быстро назвать изученные буквы.

2. Подобрать к произносимым звукам соответствующие буквы.

3. Соотнести печатный и рукописный варианты букв.

4. Правильно произнести сходные звуки [с] — [ш], [р] — [л], [м] — [н] и слоги с ними.

5. Сравнить слоги, составленные из одинаковых букв, определить их сходство и различие (он, но).

6. Подобрать примеры, в которых изучаемый звук находится в начале, в середине или в конце слова.

7. Прочитать слоги с одинаковыми гласными или согласными буквами (ма, ша, ла; са, со, су).

8. Дополнить, ориентируясь на картинку, недостающий слог до слова.

9. Сложить слова из слоговых карточек.

10. Отгадать второй слог, подобрать слова, в которых тоже есть этот слог.

11. Прочитать слова по букварю, короткие предложения и подписи к картинкам. Найти на картинке изображение того, о чем прочитано, ответить коротко на вопрос учителя по прочитанному.

12. Выложить условно-графическую схему слова, предложения.

13. Сложить прочитанные слоги, слова и предложения из букв разрезной азбуки, списать их с доски, с букваря.

На третьем этапе обучения грамоте школьники изучают глухие взрывные согласные [к], [п], [т], длительные звонкие согласные [з], [в], [ж], звонкие взрывные согласные [б], [г], [д], гласный [и], щелевой согласный [и], мягкий знак. На этом этапе дети усваивают понятие мягкости согласных и способ ее обозначения — буквами и, ь.

Из слоговых структур изучаются прямой слог с мягкими согласными (пц), закрытый слог с твердыми и мягкими согласными, состоящий из трех или четырех букв (кот, кит, конь).

Основные трудности этого этапа состоят в выработке у школьников умения читать слоги с мгновенными согласными и с мягкими согласными, правильно произносить слоги со звуками [к], [п], [т], сходными по артикуляции со звуками [г], [б], [д], которые также вводятся на данном этапе.

Учитель пользуется приемами, которые в какой-то мере снижают возникающие трудности. В частности, широко применяются чтение слогов по подобию (ха — ка, ма — ба, ла — да), чтение с подготовкой артикуляционного аппарата для слитного произнесения слога с мгновенными согласными (а — ба — ба), чтение по следам анализа (папа, па — па), проводятся различные упражнения на дифференциацию сходных согласных.

Не менее сложен для детей и переход к чтению слогов с мягкими согласными. Сначала вводятся слоги, в которых мягкость обозначена буквой и, а затем слоги, в которых мягкость обозначена ь. Буква и усваивается первоначально в предложении, где она выступает в роли союза и обозначает соответствующий звук (Маша и Ната гуляют). Далее школьники читают слова, где звук [и] образует слог (И-ра, мо-и) или входит составной частью в обратный слог (Ин-на). Только после упражнений в изолированном восприятии буквы и соотнесения ее с соответствующим звуком первоклассники приступают к чтению слов, в которых эта буква обозначает мягкость согласных. Основным приемом, облегчающим усвоение данной роли буквы и, является сравнение:

— Эту девочку (пока соответствующей картинки) зовут Маша, а этого мальчика (идентичные средства наглядности) — Миша.

На карточках написаны имена детей.

— Прочитаем и разберемся, где имя девочки, а где мальчика. Подпишем наши картинки.

Позднее учащиеся читают слова с оппозиционными согласными (мышка — мишка) и соотносят их с предметами или их изображениями. При переходе к знакомству с буквой ь школьники сначала прочитывают слова, в которых мягкость согласного обозначена буквой и (кони), ищут картинку, для которой можно использовать прочитанное слово как подпись под ней. Затем учитель показывает изображение одного животного, дети называют его. Учитель показывает карточку со словом, прочитывает его, обращает внимание детей на последнюю букву и произношение предшествующей согласной. Школьники читают слова. Таким же образом прочитываются слова гуси — гусь, караси — карась: сначала на отдельных карточках с подстановкой их к картинкам, а затем и в букваре.

Закрепление умений, формируемых на этом этапе, происходит в процессе следующих упражнений:

1. Быстрое узнавание и называние указанных букв.

2. Дифференциация сходных печатных и рукописных букв (т — г, ж — к — х; д — б, д — з, п — т).

3. Соотнесение звука и буквы, их печатного и рукописного вариантов.

4. Дифференциация слогов и слов с оппозиционными звуками: звонкими и глухими (да — та, дам — там); шипящими и свистящими (жо — зо, кожа — коза); мягкими и твердыми (мила — мыло, жар — жарь); гласным [и] и согласным [и] (мои — мой).

5. Постоянное повторение слоговых структур, их запоминание для узнавания «в лицо».

6. Сравнение слогов и слов, отличающихся одной буквой или их количеством (был — бил, рыба — рыбак).

7. Более самостоятельное составление условно-графических схем слов (с цветовым изображением гласных и согласных звуков) и предложений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Педагогические основы художественного воспитания в кружке изобразительного искусства
В соответствии с законом Российской федерации "Об образовании" видоизменяется система внешкольной работы, в том числе внешкольного воспитания, привлекается внимание к дополнительному образованию - в сфере досуга, что немаловажно для развития личности ребенка. Система внешкольного воспитан ...

Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
Мы любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их, чтобы они росли умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны. Мы помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность и ...

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и методика его применения в коррекционной школе
В 60-е гг. XX века был создан звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Этот метод (по сравнению с ранее существовавшими: буквослагательным, слоговым, целых слов и др.), как уже говорилось ранее, наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русског ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru