Значительно шире использовали бусы, бисер и стеклярус в отделке одежды в начале XX века. Ими вышивали орнаменты, из них плели бахрому, которой обшивали детали платьев и накидок. Именно в это время мастеров бисерного рукоделия начали готовить в Петербургской школе народного творчества и в школах художественных рукоделий многих крупных городов России. После революции 1917 года все они
были закрыты. Но остались люди, любящие бисер и умеющие создавать из него прекрасные произведения искусства.
Начиная с 1970 года, в стране стало возрождаться бисероплетение, совершенствовались и развивались известные техники, создавались новые. В 1990 году бисерное рукоделие стало одним из самых любимых и модных видов народного творчества.
Использование бисера в народном костюме в России.
Начиная с XVIII века, бисер и стеклярус активно использовали для отделки народного костюма. Ими расшивали одежду, из них плели разнообразные украшения.
Женщины Калужской, Рязанской и Тульской губерний носили на шее колодочки - хлопчатобумажные шнуры, оплетенные разноцветным бисером, и подгорлоки - узкие полоски с геометрическим орнаментом, сплетенные разноцветным бисером, пришитые к узким лентам из ткани, застегивавшимся сзади на крючок.
Женщины центральных и южных губерний любили носить на шее монисто - нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, пришивавшейся верхним краем к тесьме, застегивавшейся сзади на пуговицу.
На Алтае популярна была ряска - воротник, сплетенный сеткой из крупного стекляруса, а в Воронежской губернии - прутики, бусы из нескольких рядов нанизанных на конский волос блестящих бусин или крупного бисера. Самым праздничным украшением девушек и молодых замужних женщин была перла - нагрудные украшения, сплетенные из речного жемчуга. В праздничный день женщины надевали гайтаны (герданы) - длинные ленты, сплетенные из разноцветного бисера, концы которых соединялись медальонами, спускавшимися на грудь, и на спину
Одним из самых распространенных украшений были поддушники (гитаны). Они представляли собой красные полоски из ткани, застегивавшиеся сзади на пуговицу. Спереди к ним пришивались подвески длиной в 30 см и шириной в 3 см, сплетенные из разноцветной бисера, с бахромой на концах.
Не менее популярны были хрестовики - неширокие ленты из крупного бисера. К спускавшимся на грудь концам прикрепляли медный литой крестик или застекленный образок. Для каждой губернии были характерны свои цветовые сочетания, которые использовались постоянно.
У всех славянских народов существовал обычай, связанный с дохристианскими религиозными представлениями, по которому замужняя женщина с непокрытой головой приносила несчастье в дом. Она могла вызвать неурожай, падеж скота, пожар, болезни людей и др. поэтому особое значение придавалось женским головным уборам (кичкам, кокошникам и др.) их украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами. Почти все головные уборы имели поднизь - сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб женщины почти до бровей или окружала верхнюю часть лица пышной оборкой. Поднизь плели обычно из белого или прозрачного бисера.
Обязательным элементом народного костюма был пояс. Его носили женщины, мужчины и дети. Он выполнял некоторые обрядовые функции - должен был защищать человека от влияния злых внешних сил, создавая магический круг. Обычно с обряда опоясывания начиналось приобщение ребенка к окружающему миру. Большое значение имел цвет пояса. Наибольшее распространение получили красные пояса, символизирующие силу, долголетие, жизнестойкость. Пояса украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами, пришивали к ним бахрому, сплетенную из разноцветного бисера.
Образование как органическое единство
обучения и воспитания
Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей раз ...
Методика реализации внутри- и межпонятийных связей
Реализация внутрипонятийных связей преследует цель научить учащихся выделять существенные признаки понятия, сформировать у них умение переформулировать определения понятий через другую совокупность существенных признаков. Учащиеся должны из набора существенных признаков объекта уметь устанавливать ...
Заключение о педагогических идеях, намечаемых этикой
Локка
Таким образом, этикой Локка намечаются следующия педагогическия идеи: а) истинное воспитание, подготовдяющее человека к наивысшему счастью, состоит в воспитании добродетели: б) чтобы восгштать человека к добродетели, надо сделать его стойким и выдержанным, вообще, по отношению к своим желаниям, пре ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.