Педагогика » Развитие творческой личности на уроках технологии через декоративно-прикладное искусство » Управление творческим процессом

Управление творческим процессом

Страница 2

Для проявления активности учащихся важное значение приобретает активизация их мышления. Этот аспект активности связан с анализом и оценкой как объективных условий, так и индивидуальных возможностей. К реализации этих возможностей имеют прямое отношение и эмоциональные реакции учащихся. Учет этих реакций выступает как один из аспектов индивидуального подхода к учащимся.

Существенной стороной организации индивидуальной работы является учет социально-психологических условий: особенностей взаимоотношений учащихся друг с другом, учет их индивидуальных особенностей при организации помощи друг другу, а также индивидуализация общения педагога с учащимися.

Одним из условий мобилизации индивидуальных возможностей является психологическое просвещение. Оно позволяет учащимся полнее осознать и оценить свои индивидуальные качества и их природу и создает предпосылки для организации работы по самовоспитанию.

Хорошее знание индивидуальных особенностей учащихся невозможно без их тщательного изучения.

Одна из главных задач изучения индивидуальных особенностей учащихся заключается в том, чтобы выводы о них строились на основе

достаточного количества объективных данных. Это требует систематического планомерного изучения учащихся.

Существует несколько методов изучения индивидуальных особенностей учащихся: метод эксперимента, метод анкетирования, метод изучения межличностных отношений.

Метод эксперимента. Эксперимент предполагает преднамеренное создание специальных условий, в которых проявляются определенные специальные способности учащихся. Он может проводиться с помощью различных заданий и поручений, касающихся учебной деятельности, общественной работы, взаимодействия с товарищами. Учащемуся могут быть предложены задания с целью выяснения его скоростных возможностей, уровня развития практического мышления, основательности выполнения трудовых действий и т.д.

Метод анкетирования. Анкета - это способ получения сведений об учащихся на основе их письменного самоотчета по специально составленной системе вопросов. Положительной стороной этого метода является возможность его массового применения. Использование анкет будет эффективным при соблюдении ряда условий. Очень важно, чтобы вопросы анкеты были четкими, ясными, однозначно понимаемыми всеми. Особой задачей является побуждение учащихся к откровенности.

Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учет тех особенностей, которые оказывают влияние на учебную деятельность и от которых зависят результаты обучения. Ими могут быть различные особенности:

психические - внимание, воля, способности, мотивация;

социальные - положение в коллективе, влияние, друзья;

физические - дефекты здоровья, временные и постоянные.

В практике обучения обычно учитывают уровень знаний, умений, навыков учащихся, их познавательные способности, а также особенности, связанные с уровнем умственного развития.

В понятии «умственные способности» выделяются обучаемость (способность к учению) и обученность (уровень знаний, умений и навыков).

В психологии умственные способности - это свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности, на обучаемость влияет также скорость усвоения, это не столько скорость запоминания, сколько темп обобщения.

Кроме умственных способностей в обучении проявляются способности специальные (к наукам, искусству), практические, конструктивно-технические, ораторские.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что учащиеся отличаются по уровню, структуре способностей и потенциальным

возможностям их развития. Поэтому им необходимо предлагать задания, отвечающие уровню их умственного развития, который прежде всего определяется способностью самостоятельно приобретать знания и познавательным интересом.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Содержание и развитие образовательной области "Технология"
Характеристика образовательной области "Технология" Анализ современной среды жизни и деятельности человека показывает, что она носит, преимущественно, искусственный рукотворный характер и может быть названа технологической. Выразителем созидательной деятельности человека стали технологии, ...

Определение социально зрелой семьи
1 этап. Каждая семья заполняет бланк №1 “Игровые роли”. Бланк №1. ИГРОВЫЕ РОЛИ 1. Муж Павлов Сергей Сергеев Михаил Иванович 2. Жена Семенова Катя Сергеева Анна Дмитриевна 3. Сын Степанов Сергеев Петр Михайлович 4. Дочь Даренко Оля Сергеева Анастасия Михайловна 5. Свекор (отец мужа) Осминин Роман Се ...

Воспитание познавательного интереса на уроках географии
Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы - значит обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю. На основании анализа литературы и наблюдаемых уроков мы выявили необходимые предварительные условия для формиров ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru