Педагогика » Формирование выразительности речи у дошкольников » Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников

Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников

Страница 2

Тем не менее, наблюдаются случаи, когда ребенок опускает ударный слог и говорит вместо «болит» – «ба», вместо «большой» – «бу».

Как видно, слоговая элизия иногда происходит в связи с недостаточностью артикуляции ребенка, несмотря на то, что опускаемый слог является ударным. Это является второй причиной слоговой элизии.

Наконец, ее третьей причиной является склонность ребенка воспринимать слова по общему, привычному для него ритмическому размеру. Это явление следует проанализировать подробнее.

По вопросу о ритмической структуре начальных речевых выражений нет никаких высказываний в литературе. Однако некоторые данные, имеющиеся в дневниках родителей, позволили Н.Х.Швачкину придти к выводу, что первые ритмические выражения принимают структуру хорея. Это предположение подкрепляется хотя бы тем фактом, что хорей преобладает в речевых и музыкальных выражениях взрослых, обращаемых к детям. Колыбельная песня по своей ритмической структуре хореична. Первые слова, с которыми взрослый обращается к ребенку, по преимуществу, двухсложны с ударением на первом слоге. Стоит также вспомнить, что, например, большинство русских уменьшительных собственных имен по своей ритмической структуре соответствует структуре хорея: «Ваня», «Таня», «Саша», «Шура» и т.п. С другой стороны, анализ первых слов ребенка подтверждает, что по своей ритмической структуре они соответствуют хорею. Можно сказать: ребенок в течение первого года живет в окружении хорея – размера, который соответствует его ритмической наклонности.

Однако, в процессе дальнейшего речевого развития, ребенок сталкивается со словами взрослых, которые обладают различной ритмической структурой. Как известно, слова русского языка в ритмическом отношении могут быть односложными, двухсложными (хорей, ямб), трехсложными (дактиль, амфибрахий, анапест) и, наконец, многосложными.

Ребенок, сталкиваясь с богатством ударений в языке взрослых, стремится, в соответствии со своей ритмической настроенностью превращать отмеченные выше размеры в привычный для него размер: в хорей. Слово «петух» переакцентируется ребенком в слово «Петя», слово «собака» произносится «бака», «бумага» – «мага», «молоко» – «моля» и т.п.

Таким образом, указанные нами факты приводят к выводу, что слоговая элизия происходит не только вследствие выделения ударного слога и опущения неударных слогов и не только в силу несовершенства артикуляции звуков слова, а и в связи с наклонностью ребенка воспринимать речь взрослых в определенной ритмической структуре – в структуре хорея.

Однако с развитием словесной речи ритм и интонация начинают играть служебную роль, они подчиняются слову. В связи с этим удельный вес хорея в речи ребенка снижается.

Ритмико-интонационная активность ребенка направляется в сторону стихотворного творчества. Это характерно для всего периода дошкольного детства, причем у младшего дошкольника обнаруживается преобладание ритма и интонации над словом. Наблюдаются случаи, когда в детском саду дети постигают ритм песни, не улавливая всех ее слов.

Стихотворное творчество ребенка на начальной ступени обычно сопровождается его телодвижениями. Однако не все стихи ребенка непосредственно связаны с жестикуляцией. Есть песенки и прибаутки, не сопровождаемые никакими движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом, мелодией.

Вся деятельность ребенка связана с песней. Есть песни сказочные, хоровые, игральные. Однако недолго игры и другая деятельность ребенка сопровождаются песней. Дети бросают петь при своих играх, они переходят к играм без песен.

К этому же периоду отмечается изменение ритма и в стихах детей. Пропадает хорей. Сами стихи становятся аритмичными.

Таким образом, не только речь, но и стихотворное творчество ребенка переживает период перелома ритмического выражения. Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Слово сначала в речи, затем в стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация превращаются в своего рода аккомпанемент словесной речи.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования
Преемственность в декоративной работе младших школьников Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративн ...

Содержание и формы внеклассной воспитательной работы
Воспитательная внеурочная работа в ряде школ не всегда эффективна потому, что у педагогов не хватает теоретических знаний и практического опыта в этой области. Не везде продуманно, целесообразно сочетаются массовая, групповая и индивидуальная формы воспитания учащихся. Попытаемся проанализировать, ...

Влияние экспериментальной методики на развитие внимания и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что у детей как экспериментальной, так и контрольной группы произошло улучшение результатов, характеризующих уровень развития внимания. Одним из основных требований к детям, является умение сосредоточить внимание на выполняемом задании, ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru