Педагогика » Этапы развития дошкольной педагогики » Основные направления современных научных исследований педагогики в Республике Беларусь и странах СНГ

Основные направления современных научных исследований педагогики в Республике Беларусь и странах СНГ

Сложившаяся в сфере дошкольного образования современная ситуация может быть охарактеризована, с одной стороны, отказом от единой, обязательной для всех государственной программы и появлением значительного количества вариативных программ, с другой — широко распространенными инициативами самих практиков, чутко реагирующих на изменение экономических, социо-культурных условий в стране, на запросы родителей и школы.

Значительная часть педагогов в соответствии с традициям марксизма полагает, что воспитание - это "целенаправленный процесс формирования личности", т. е. процесс, посредством которого решаются задачи социума. Цель воспитания определяется как превращение объективного требования общества в субъективную норму поведения. Популярен такой взгляд на воспитание, который предполагает, что общественное должно быть представлено в индивидуальном, вследствие чего в дальнейшем происходит интеграция личности с коллективом.

Предлагается также воспитание на диалогической межкультурной основе, что, по мнению М.Н. Кузьмина, обеспечит гармонизацию национальных отношений и модернизацию различных этносов. Имея в виду такой подход, Министерство образования в начале 1990-х гг. сформулировало концепцию, которая исходит из объективного несовпадения культурных потребностей отдельных этносов и общегосударственных целей воспитания и образования. Отсюда выводится необходимость существования множества национальных школ, которые, с одной стороны, будут обеспечивать единый государственный стандарт воспитания и образования, а с другой - приобщать к национальной (этнической) культурной традиции, т. е. воспитывать личность, способную жить в поликультурном окружении. Такие условия предполагают создание школы, начальная ступень которой погружает в стихию родной культуры и языка, а средняя ступень выводит на общероссийское и мировое культурное пространство.

Одним из острых вопросов в общественном дошкольном воспитании является принятие стандарт дошкольного уровня образования. Его определение, особенно в нынешней ситуации (разные образовательные программы и технологии, многообразие видов учреждений и т. п.), совершенно необходимо. Именно реализация государственного образовательного стандарта может гарантировать права ребенка на всестороннее развитие личности, на равные возможности, обеспечивающие успешность обучения в школе.

По сути дела реализация государственного стандарта — это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равных возможностей, равного старта развития для всех детей. Поэтому стандарты должны быть самодостаточны настолько, чтобы обеспечить «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».

Именно с таких позиций разработаны стандарты дошкольного уровня образования Центром «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Они составляют основу базисной программы «Истоки», в которой дан и вариант реализации этого базиса. Конечно, всегда в группе детского сада найдутся дети как слегка отстающие по развитию от других, так и несколько опережающие своих сверстников. И это ставит задачу перед педагогом — проявить индивидуальный подход в отношении как тех, так и других детей.

Освоение программ такого уровня стандарта образования позволит обеспечить дошкольникам равные возможности для поступления в начальную школ. В связи с этим подчеркнем важность работы, проводимой Московским комитетом образования, по созданию «адаптивного образовательного пространства», в котором каждый ребенок мог бы найти свое место в любом учреждении (автор идеи — Е. А. Ямбург), конечно же, кроме детей, нуждающихся в специальной серьезной коррекции.

В настоящее время в Беларуси и странах СНГ разворачивается множество дискуссий по вопросу современного положения и развития дошкольного образования. В связи с этим предлагается ряд программ, концепций по совершенствованию системы общественного дошкольного воспитания, рассматриваются ведущие положения в области детского обучения и воспитания зарубежных педагогов и психологов, публикуется множество работ по основным вопросам дошкольной педагогики. На страницах периодических изданий «Дошкольное воспитание», «Пралеска», «Дошкольное образование» можно встретить ценные рекомендации по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которые будут полезны как для родителей, так и для воспитателя детского сада. Все эти факторы дают основание утверждать о высокой, научно-исследовательской работе в области дошкольной педагогики, которая ведётся в Республике Беларусь и странах СНГ.

Похожие публикации:

Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собо ...

Проблемная ситуация как метод и средство формирования знаний о безопасности жизни
Одним из видов обучения, способствующих развитию ребенка, который способен менять самого себя, осмысленно относился к учению, быть субъектом деятельности является проблемное обучение. Проблемное обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Суть ...

Диагностическая деятельность
Систематическое наблюдение преподавателя за своими студентами уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru