Педагогика » Этапы развития дошкольной педагогики » Основные направления современных научных исследований педагогики в Республике Беларусь и странах СНГ

Основные направления современных научных исследований педагогики в Республике Беларусь и странах СНГ

Сложившаяся в сфере дошкольного образования современная ситуация может быть охарактеризована, с одной стороны, отказом от единой, обязательной для всех государственной программы и появлением значительного количества вариативных программ, с другой — широко распространенными инициативами самих практиков, чутко реагирующих на изменение экономических, социо-культурных условий в стране, на запросы родителей и школы.

Значительная часть педагогов в соответствии с традициям марксизма полагает, что воспитание - это "целенаправленный процесс формирования личности", т. е. процесс, посредством которого решаются задачи социума. Цель воспитания определяется как превращение объективного требования общества в субъективную норму поведения. Популярен такой взгляд на воспитание, который предполагает, что общественное должно быть представлено в индивидуальном, вследствие чего в дальнейшем происходит интеграция личности с коллективом.

Предлагается также воспитание на диалогической межкультурной основе, что, по мнению М.Н. Кузьмина, обеспечит гармонизацию национальных отношений и модернизацию различных этносов. Имея в виду такой подход, Министерство образования в начале 1990-х гг. сформулировало концепцию, которая исходит из объективного несовпадения культурных потребностей отдельных этносов и общегосударственных целей воспитания и образования. Отсюда выводится необходимость существования множества национальных школ, которые, с одной стороны, будут обеспечивать единый государственный стандарт воспитания и образования, а с другой - приобщать к национальной (этнической) культурной традиции, т. е. воспитывать личность, способную жить в поликультурном окружении. Такие условия предполагают создание школы, начальная ступень которой погружает в стихию родной культуры и языка, а средняя ступень выводит на общероссийское и мировое культурное пространство.

Одним из острых вопросов в общественном дошкольном воспитании является принятие стандарт дошкольного уровня образования. Его определение, особенно в нынешней ситуации (разные образовательные программы и технологии, многообразие видов учреждений и т. п.), совершенно необходимо. Именно реализация государственного образовательного стандарта может гарантировать права ребенка на всестороннее развитие личности, на равные возможности, обеспечивающие успешность обучения в школе.

По сути дела реализация государственного стандарта — это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равных возможностей, равного старта развития для всех детей. Поэтому стандарты должны быть самодостаточны настолько, чтобы обеспечить «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».

Именно с таких позиций разработаны стандарты дошкольного уровня образования Центром «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Они составляют основу базисной программы «Истоки», в которой дан и вариант реализации этого базиса. Конечно, всегда в группе детского сада найдутся дети как слегка отстающие по развитию от других, так и несколько опережающие своих сверстников. И это ставит задачу перед педагогом — проявить индивидуальный подход в отношении как тех, так и других детей.

Освоение программ такого уровня стандарта образования позволит обеспечить дошкольникам равные возможности для поступления в начальную школ. В связи с этим подчеркнем важность работы, проводимой Московским комитетом образования, по созданию «адаптивного образовательного пространства», в котором каждый ребенок мог бы найти свое место в любом учреждении (автор идеи — Е. А. Ямбург), конечно же, кроме детей, нуждающихся в специальной серьезной коррекции.

В настоящее время в Беларуси и странах СНГ разворачивается множество дискуссий по вопросу современного положения и развития дошкольного образования. В связи с этим предлагается ряд программ, концепций по совершенствованию системы общественного дошкольного воспитания, рассматриваются ведущие положения в области детского обучения и воспитания зарубежных педагогов и психологов, публикуется множество работ по основным вопросам дошкольной педагогики. На страницах периодических изданий «Дошкольное воспитание», «Пралеска», «Дошкольное образование» можно встретить ценные рекомендации по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которые будут полезны как для родителей, так и для воспитателя детского сада. Все эти факторы дают основание утверждать о высокой, научно-исследовательской работе в области дошкольной педагогики, которая ведётся в Республике Беларусь и странах СНГ.

Похожие публикации:

Педагогические идеи Ветхого Завета
Уже изначально библейский текст вводит нас в обучающую ситуацию: Адам и Ева ослушались наказа Бога, и за это они изгнаны из рая. Отсюда выводится первый постулат – постулат послушания, как повиновения и покорности. Любое нарушение постулата, или иначе – закона, ведёт к неминуемому наказанию. В прот ...

Феноменологическая характеристика социальной адаптации
Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества. В ходе социального развития человека изменяются формы социального взаимодействия его с обществом ...

Горн
С чего начинается утро в пионерском лагере? Сонную тишину прорезают чистые, звонкие звуки пионерского горна, играющего сигнал подъема. Горн (немецкое слово Horn означает рог) - родоначальник всех медных духовых инструментов. В оркестрах его сейчас не употребляют, так как играть на нем можно лишь са ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru