Анализ и завершение неполного кластера.
Кластеры могут быть как "полные", так и "неполные":
"Неполные" - без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина; без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.
"Полные" - с указанием главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина; с указанием одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.
Использование кластеров в учебных занятиях активизируют познавательную деятельность учеников. Развитие познавательной деятельности учеников является одним из приоритетных направлений в обучении.
Г.И. Щукина указывает, что определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующие: это процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения.
Активизация познавательной деятельности - побуждение к энергичному, целенаправленному учению. (Колмакова М.Н. Краткий педагогический словарь.)
Активизация познавательной деятельности это не только процесс управления активностью учащихся, но и процесс активизации своей деятельности самим учеником.
Саморегуляция активной деятельности учеником зависит от его деятельностной позиции в учебном процессе. Это происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, к творческой деятельности.
Исследования, проведённые нами, позволили выделить основные приёмы при использовании технологии кластери, которые содействуют активизации познавательной деятельности учащихся, в которых ученик должен:
защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания, основываясь на графически отображённом кластере;
задавать вопросы учителю, одноклассникам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
рецензировать ответы товарищей, творческие работы в виде кластеров, вносить коррективы, давать советы;
делиться своими знаниями с другими, делать пометки дополнения на кластерах;
помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
выполнять задания-максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения и отображать их в кластерах;
побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;
практиковать свободный выбор расположения и иллюстрирования кластера, используя преимущественно поисковые, творческие методы;
создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий во время работы над кластером;
разнообразить деятельность, включать в познание элементы творчества;
создавать заинтересованность коллективной деятельности, на основе которой и происходит формирование активной позиции ученического коллектива.
Мудрые мысли в старинных книгах
Вечер. За окном сумерки. А в комнате тихо, тепло. Я читаю книгу «В океане света». Звонок в дверь. Моя подруга Лера. Она зовет меня покататься с горки: «Пойдем, Даша, зря ты тратишь время на эту книгу. Я понимаю, когда ты читаешь о животных, растениях, планетах». «Ну уж, не скажи, – возражая я. – Во ...
Детская одарённость и её проявление
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельнос ...
Социальная компетентность как фактор социализации
Социальная компетентность, по мнению В. Гузеева, представляет собой способность действовать в социуме с учетом позиций других людей. Г. Селевко определяет социальную компетентность – как умение полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде. И.С. Смирнов и В.Н. Руслов видят по ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.