Педагогика » Организация проведения уроков географии с использованием технологии "Кластеры" в 7 классе » Способы, уровни, принципы и пути познавательной активности при использовании технологии кластери

Способы, уровни, принципы и пути познавательной активности при использовании технологии кластери

Страница 2

Принцип взаимообучения. Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения. Процесс взаимообучения при составлении кластеров происходит наиболее быстрее. Ученики дополняют знания друг друга, становятся более коммуникабельными.

Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся при составлении кластеров носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

состав класса,

адаптация к учебному процессу,

способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса. При составлении кластеров, первоначальным этапом является составление кластера индивидуально каждым участником микрогруппы, а затем кластер обобщается и приобретает более расширенный вариант изучаемой темы.

Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации. При составлении кластеров необходимо изучить не только тему учебника, но и ознакомиться с дополнительным материалом.

Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся при выполнении кластеров возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса.

Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, способы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся.

Способы работы учащихся с кластерами основываются на основных уровнях и принципах активизации познавательной деятельности учащихся.

Способы работы учащихся с кластерами:

Составление нового кластера.

Составление кластера учениками возможно при смысловом синтезе учебного материала. Учителем проводится длительная предварительная подготовка к воспроизведению учебного материала учениками в виде кластеров. Необходимо осмысленно воспроизводить учебный материал в форме графов, схем. Для этого ученик должен владеть учебным материалом очень глубоко.

Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

Способ воспроизведения учебного материала или его комментирование также является обязательным при использовании данной технологии. Воспроизводя учебный материал, ученик развивает умение говорить, анализировать, расставлять нужные акценты в рамках новой темы или при закреплении темы.

Коррекция и совершенствование готового кластера.

При коррекции ученики осознано прорабатывают учебный материал, проводят работу над ошибками, вводят дополнения письменные и графические, которые раскрывают тему занятия.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Методические рекомендации и наглядные пособия для изучения темы
Компьютеры и компьютерные сети создавались людьми для удовлетворения их потребностей. Одной из важных потребностей человека является общение. Формально общение между людьми представляет собой обмен, т. е. взаимную передачу и восприятие информации. Для обозначения этого обмена существует специальный ...

Анализ занятий кружка «Строительство дачи»
Внедрение организации проектной деятельности в процесс обучения математики осуществлялось на базе Покчинской СОШ (Чердынский район) в 9 классе. Был организован кружок из 9 занятий, на которых учащиеся познакомились с проектной деятельностью, разработали свой собственный проект. Кружок посещало 10 у ...

Указатель оценки теста
В указатель включены данные ,полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемых от 6 до 17 лет. Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10. Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для оп ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru