Педагогика » Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора » Игра как особый вид деятельности ребенка

Игра как особый вид деятельности ребенка

Страница 2

Различные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления и воображения школьников. Преобладание в учебной деятельности репродуктивных заданий формирует у ребенка установку на воспроизведение знаний и способов действий, которые он приобрел раньше, привычку действовать по образцу, что составляет репродуктивную основу мыслительного процесса. Но творческое мышление и воображение предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения, формирование критериев оценок и т. д. Чтобы сформировать у учащихся указанные мыслительные процессы, необходимо включать на занятиях продуктивные задания, непосредственно направленные на развитие таких процессов творческого мышления и воображения, как целеобразование, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, обобщение, а также контроль и оценка.

Известно, что процесс познания совершается в основном опосредованно. Ведущий способ опосредованного познания – моделирование, в процессе которого выявляется структура и взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира, формируются общие способы разрешения проблем. Этот способ хорош тем, что разговор с ребенком о сложных структурных связях материального мира ведется на его языке. Способ познания здесь органично соединяется с характерной для ребенка деятельностью – игрой. Дети узнают, что все предметы и явления – суть системы, имеющие свою структуру. Маленькие человечки позволяют не только моделировать, но и анализировать природу вещества или явления.

«Человечками» могут быть сами дети, тогда этот метод будет удовлетворять еще одну их потребность – потребность в движениях. Например, дети сами смогут смоделировать процесс взаимодействия частиц в веществе и, значит, понять как это происходит в предмете.

«Игра эта серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь выбрать для нее нужный момент. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консерваторами. Им хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, им приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, снова испытывать волнение, как при первой встречи с ними, в том же порядке: удивление, страх, вознаграждение. Детям необходим порядок и успокоение, мир не должен слишком часто сходить с рельсов, на которые ребенок с таким трудом его воздвигает. Поэтому, вполне возможно, что поначалу игра в «перевирание» сказок будет раздражать, будоражить». Но наступает момент, когда сказка, как старая игрушка пришла в негодность и ребенок может с ней расстаться. Дети играют теперь с ней, позволяют себе вольности, рискуя брать на себя ответственность за все то, что может случиться. В некоторых случаях эта игра будет оказывать оздоровительное воздействие. Она поможет ребенку избавиться от иных навязчивых идей. Второй серьезный аспект игры состоит в том, что участник ее должен интуитивно произвести самый настоящий анализ сказки. Альтернатива и пародия могут иметь место лишь в определенных пунктах, а именно в тех, которые являются характерными для данной сказки, определяют ее структуру, а не в ходе плавного развития повествования от одного смыслового узла к другому.

Сказка «наизнанку».

Один из вариантов игрового метода - «перевирание» сказок состоит в умышленном и более ограниченном «выворачивании наизнанку» сказочной темы. Например:

«Красная шапочка злая, а волк добрый…Мальчик-с-пальчик сговорился с братьями сбежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все - согласно первоначальному варианту, но - как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева…»

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Констатирующий этап проведения исследования
Для определения уровня экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы, нами был проведен констатирующий этап исследования. В исследовании приняло участие 2 группы младших школьников: экспериментальная (3 «А» класс, 27 чел., педагог Недбайлова Е.В.), контрольна ...

Сравнительная характеристика общения по возрастам
Такому навыку развития, как коммуникативный, на протяжении многих лет уделяется внимание таких выдающихся педагогов как Я.О. Коменский, Н. Веракса, Ж.Локк, Д.Б.Эльконин и многих других. Все они придерживаются того, что дети в дошкольном возрасте представляют собой чистую страницу, которая на протяж ...

Реализация серии развивающих игр и упражнений
Для преодоления агрессивности дошкольниками нами были подобраны развивающие игры и упражнения, которые мы проводили с дошкольниками в период с 1 октября по 30 ноября 2013 года. Игры и упражнения проводились в процессе самостоятельной деятельности воспитателя с детьми в первой половине дня. Мы прово ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru