Педагогика » Образовательная функция школьной библиотеки

Образовательная функция школьной библиотеки

Страница 4

Документ предлагает новую терминологию, расширяющую образовательную функцию школьной библиотеки. Так, появляется понятие "библиотечно-библиографическая культура". Выражение "формирование навыков самостоятельной работы с книгой" заменяется более емким — "культура чтения". Здесь же подчеркивается роль библиотеки в развитии способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и усвоению информации. Основными направлениями реализации образовательной функции, согласно документу, становятся:

- формирование основ библиотечно-информационных знаний, привитие навыков и умений поиска информации;

- воспитание культуры и творческого чтения;

- поощрение свободного чтения учащихся.

Изменения в обществе, исследования в педагогике оказывают влияние на содержание образовательной функции библиотеки. Постепенно в лексикон библиотекарей, в нормативную базу, регламентирующую их деятельность, вводится понятие информационной культуры, которое вбирает в себя библиотечно-библиографическую грамотность как одну из составляющих. Некоторые библиотекари начинают создавать собственные образовательные программы, которые включают обучение работе с текстом и использованию новых информационных технологий в самостоятельной деятельности школьников. Однако в большинстве школ образовательная функция реализуется по-прежнему в рамках уроков формирования библиотечно-библиографической грамотности, не включенных в расписание. Только в незначительной части регионов программы включаются в учебную сетку часов или проводятся на факультативной основе.

Анализ состояния школьных библиотек, предпринятый отделом библиотек, медиатек и учебного книгоиздания Министерства образования РФ по итогам паспортизации в 2002 г., показал, что в большинстве школ образовательная функция библиотек реализуется путем проведения библиотечно-библиографических уроков и массовых мероприятий. Так, в аналитическом отчете было указано, что занятия по повышению информационной компетентности учащихся проводятся более чем в 84% паспортизированных школ. В большинстве случаев занятия проводятся с учащимися I—IX классов по программе, предложенной библиотекарем и утвержденной завучем или директором школы. Результатом анализа стала констатация проблем:

• содержание программ направлено на пользование конкретной школьной библиотекой без учета значения информационной культуры для гармоничного развития личности школьника;

• в программах, как правило, не упоминаются информационные ресурсы школьного образования, пути их поиска и эффективного использования;

• работа библиотекарей по повышению уровня информационной культуры учащихся и учителей недостаточно эффективна "в отличие от их зарубежных коллег".

Показателем растущего внимания к деятельности школьных библиотек стало проведение Коллегии Министерства образования, специально посвященной этому вопросу в феврале 2004 г Одним из результатов обсуждения явилось "Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения", утвержденное Министерством образования и науки РФ в 2004 г. В отличие от предшествующих документов подобного рода, в этом было четко указано, что цели деятельности школьной библиотеки должны соотноситься с целями образовательного учреждения. Тем самым было подчеркнуто, что библиотека является неотъемлемой составной частью школы.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие публикации:

Воспитание духовное. Развитие добродетели и его средства
Духовное воспитание, по Локку, в целом состоит из четырех моментов: развития добродетели, мудрости, благовоспитанности и сообщения познаний. Легко понять, что наиболее существенным из них Локк считает первый, - развитие добродетели: „Без нея человек не будет счастлив ни в этом, ни в другом мире&quo ...

Изучение характера взаимодействия в семье
Первая часть практической работы по изучению семей проводилась с помощью следующих методов: беседа с детьми; социальный паспорт семьи; анкета для родителей; рисуночный тест "Что ты думаешь о своей семье?"; кинетический рисунок семьи. Вся система моей работы направлена на выяснение характе ...

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и методика его применения в коррекционной школе
В 60-е гг. XX века был создан звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Этот метод (по сравнению с ранее существовавшими: буквослагательным, слоговым, целых слов и др.), как уже говорилось ранее, наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русског ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru