Документ предлагает новую терминологию, расширяющую образовательную функцию школьной библиотеки. Так, появляется понятие "библиотечно-библиографическая культура". Выражение "формирование навыков самостоятельной работы с книгой" заменяется более емким — "культура чтения". Здесь же подчеркивается роль библиотеки в развитии способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и усвоению информации. Основными направлениями реализации образовательной функции, согласно документу, становятся:
- формирование основ библиотечно-информационных знаний, привитие навыков и умений поиска информации;
- воспитание культуры и творческого чтения;
- поощрение свободного чтения учащихся.
Изменения в обществе, исследования в педагогике оказывают влияние на содержание образовательной функции библиотеки. Постепенно в лексикон библиотекарей, в нормативную базу, регламентирующую их деятельность, вводится понятие информационной культуры, которое вбирает в себя библиотечно-библиографическую грамотность как одну из составляющих. Некоторые библиотекари начинают создавать собственные образовательные программы, которые включают обучение работе с текстом и использованию новых информационных технологий в самостоятельной деятельности школьников. Однако в большинстве школ образовательная функция реализуется по-прежнему в рамках уроков формирования библиотечно-библиографической грамотности, не включенных в расписание. Только в незначительной части регионов программы включаются в учебную сетку часов или проводятся на факультативной основе.
Анализ состояния школьных библиотек, предпринятый отделом библиотек, медиатек и учебного книгоиздания Министерства образования РФ по итогам паспортизации в 2002 г., показал, что в большинстве школ образовательная функция библиотек реализуется путем проведения библиотечно-библиографических уроков и массовых мероприятий. Так, в аналитическом отчете было указано, что занятия по повышению информационной компетентности учащихся проводятся более чем в 84% паспортизированных школ. В большинстве случаев занятия проводятся с учащимися I—IX классов по программе, предложенной библиотекарем и утвержденной завучем или директором школы. Результатом анализа стала констатация проблем:
• содержание программ направлено на пользование конкретной школьной библиотекой без учета значения информационной культуры для гармоничного развития личности школьника;
• в программах, как правило, не упоминаются информационные ресурсы школьного образования, пути их поиска и эффективного использования;
• работа библиотекарей по повышению уровня информационной культуры учащихся и учителей недостаточно эффективна "в отличие от их зарубежных коллег".
Показателем растущего внимания к деятельности школьных библиотек стало проведение Коллегии Министерства образования, специально посвященной этому вопросу в феврале 2004 г Одним из результатов обсуждения явилось "Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения", утвержденное Министерством образования и науки РФ в 2004 г. В отличие от предшествующих документов подобного рода, в этом было четко указано, что цели деятельности школьной библиотеки должны соотноситься с целями образовательного учреждения. Тем самым было подчеркнуто, что библиотека является неотъемлемой составной частью школы.
Семья как социокультурная среда развития личности ребенка
Словарь русского языка С.И. Ожегова: Семья – это группа живущих вместе близких родственников. Юридическое понятие семьи: Семья - группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности. Семейные отношения регулируются - Семейным кодексом РФ от 1 марта 1996 г., Гражданским кодекс ...
Опытно-экспериментальное исследование социального
развития младших дошкольников с нарушением слуха
Эксперимент по проблеме социализации глухих детей младшего возраста проводился на базе МДОУ № 115 компенсирующего вида г. Ульяновска с октября по декабрь месяцы 2007 года. В нём участвовало 6 детей младшей группы, так как комплектование детей с нарушениями слуха младшего возраста предусматривает им ...
Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Что ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.