Педагогика » Образовательная функция школьной библиотеки

Образовательная функция школьной библиотеки

Страница 4

Документ предлагает новую терминологию, расширяющую образовательную функцию школьной библиотеки. Так, появляется понятие "библиотечно-библиографическая культура". Выражение "формирование навыков самостоятельной работы с книгой" заменяется более емким — "культура чтения". Здесь же подчеркивается роль библиотеки в развитии способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и усвоению информации. Основными направлениями реализации образовательной функции, согласно документу, становятся:

- формирование основ библиотечно-информационных знаний, привитие навыков и умений поиска информации;

- воспитание культуры и творческого чтения;

- поощрение свободного чтения учащихся.

Изменения в обществе, исследования в педагогике оказывают влияние на содержание образовательной функции библиотеки. Постепенно в лексикон библиотекарей, в нормативную базу, регламентирующую их деятельность, вводится понятие информационной культуры, которое вбирает в себя библиотечно-библиографическую грамотность как одну из составляющих. Некоторые библиотекари начинают создавать собственные образовательные программы, которые включают обучение работе с текстом и использованию новых информационных технологий в самостоятельной деятельности школьников. Однако в большинстве школ образовательная функция реализуется по-прежнему в рамках уроков формирования библиотечно-библиографической грамотности, не включенных в расписание. Только в незначительной части регионов программы включаются в учебную сетку часов или проводятся на факультативной основе.

Анализ состояния школьных библиотек, предпринятый отделом библиотек, медиатек и учебного книгоиздания Министерства образования РФ по итогам паспортизации в 2002 г., показал, что в большинстве школ образовательная функция библиотек реализуется путем проведения библиотечно-библиографических уроков и массовых мероприятий. Так, в аналитическом отчете было указано, что занятия по повышению информационной компетентности учащихся проводятся более чем в 84% паспортизированных школ. В большинстве случаев занятия проводятся с учащимися I—IX классов по программе, предложенной библиотекарем и утвержденной завучем или директором школы. Результатом анализа стала констатация проблем:

• содержание программ направлено на пользование конкретной школьной библиотекой без учета значения информационной культуры для гармоничного развития личности школьника;

• в программах, как правило, не упоминаются информационные ресурсы школьного образования, пути их поиска и эффективного использования;

• работа библиотекарей по повышению уровня информационной культуры учащихся и учителей недостаточно эффективна "в отличие от их зарубежных коллег".

Показателем растущего внимания к деятельности школьных библиотек стало проведение Коллегии Министерства образования, специально посвященной этому вопросу в феврале 2004 г Одним из результатов обсуждения явилось "Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения", утвержденное Министерством образования и науки РФ в 2004 г. В отличие от предшествующих документов подобного рода, в этом было четко указано, что цели деятельности школьной библиотеки должны соотноситься с целями образовательного учреждения. Тем самым было подчеркнуто, что библиотека является неотъемлемой составной частью школы.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие публикации:

Понятие и проблема детских краж как делинквентного поведения
Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью человека. Качество процессов данного взаимодействия позволяет подразделять поведение на норм ...

Сущность эстетического воспитания и его содержание
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано ...

Профессиональная компетентность личности педагога
Важнейшим компонентом личности педагога является профессиональная компетентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятельности, связа ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru