Педагогика » Образовательная функция школьной библиотеки

Образовательная функция школьной библиотеки

Страница 3

Таким образом, на протяжении 1960— 1980-х гг. образовательная функция школьной библиотеки включала два основных направления: руководство внеклассным чтением и формирование основ библиотечно-библиографической грамотности. Изучались также элементы работы с книгой, проводились массовые мероприятия по пропаганде книги и чтения.

В начале 1990-х гг. изменения в образовательной политике, возникновение различных типов школ привели к необходимости обновления нормативной базы библиотек. В 1991 г. было опубликовано "Типовое (временное) положение о библиотеке общеобразовательной школы", подготовленное Главным учебно-методическим управлением общего среднего образования Гособразования СССР и Государственной научной педагогической библиотекой им. К.Д.Ушинского. Новый документ уточнял понятие "школьная библиотека", определяя его как "структурное подразделение школы, сочетающее функции учебной и специальной библиотеки, возглавляющее работу с книгой в школе"; обозначал ее функции, добавляя к традиционным, образовательной и воспитательной, новую — информационную. При этом предусматривалась дифференциация содержания работы в зависимости от особенностей образовательного учреждения. Жесткий подход к определению функций заменен более гибким, позволяющим применять различные варианты и модели деятельности. В документе прослеживалась тенденция к усилению педагогической направленности работы школьного библиотекаря, подчеркивалось, что последний входит в состав педагогического совета школы. В числе основных задач в "Положении ." было выделено "воспитание у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения пользоваться библиотекой, .привитие школьникам потребности в чтении"; содействие различными формами и методами библиотечной работы самообразованию учащихся и педагогических работников. Несмотря на введенное понятие "информационная культура", речь в документе по-прежнему шла преимущественно о работе с книгой, о пропаганде библиотеч-но-библиографических знаний, о руководстве чтением.

Изменения в содержании образования, характерные для 1990-х гг., внедрение альтернативных учебных программ привели к усложнению информационных потребностей участников учебно-воспитательного процесса. Внедрение новых технологий в практику обучающей деятельности приводит к возникновению идеи преобразования школьных библиотек в медиатеки. Научно-исследовательской группой под руководством Е.Н.Яст-ребцевой была разработана концепция создания медиатек. Они позволяют ориентировать деятельность библиотек на самостоятельную работу школьников и способствуют активному внедрению современных педагогических технологий. "Только наличие медиацентров/медиатек и новых услуг/видов деятельности позволяет приводить в соответствие с требованиями времени такие направления деятельности школы, как учебный процесс, самообразование учителей, воспитательную работу или внеклассную познавательную деятельность" . В течение 1990-х гг. медиатеки создаются в отдельных учебных заведениях Москвы и довольно активно внедряются в образовательные учреждения Перми и Пермской области, а затем появляются и в некоторых других регионах.

Внедрение образовательных инноваций, возникновение различных типов и видов образовательных учреждений потребовали создания нового документа, регламентирующего деятельность школьных библиотек. В 1998 г. выходит "Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения", разработанное Министерством образования РФ. Документ определяет в качестве основных функций школьной библиотеки информационную, образовательную и культурную, а одной из главных задач — "формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации". Здесь же отмечается, что образовательная функция библиотеки базируется на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры. Содержание ее раскрывается через такие формы работы, как консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры чтения, привитие навыков и умений поиска информации. В новом положении указано, что библиотека должна проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, а также популяризировать литературу с помощью групповых и массовых форм работы. Содержание, так же, как и формы деятельности, предложенные в документе, не были новыми. Однако внимание акцентировалось на необходимости формирования навыков и умений поиска информации.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников
Прежние попытки ввести регулярное обучение с помощью компьютерных программ терпели неудачу в первую очередь потому, что из-за несовершенства программных средств не удавалось получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения. Другая важная причина – компьютер н ...

Краткая характеристика детей младшего школьного возраста
«Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отн ...

Профессиональная деятельность спортивного педагога: определение, структура
На земле тысячи профессий. Каждая из них включает в себя множество специальностей, которые отражают исторический процесс общественного разделения труда. И каждая профессиональная деятельность подчиняется ряду правил, принципов, норм, каждая имеет специфическую организацию, которая выражается в стру ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru