Педагогика » Отечественные педагоги-классики о работе со слабыми и отстающими в учении школьниками » Психологическая характеристика причин неуспеваемости школьников

Психологическая характеристика причин неуспеваемости школьников

Страница 2

Одна из наиболее существенных причин – неблагополучие в семье. Здесь имеется ввиду не только стиль семейного воспитания – деспотический, основанный на подавлении, или на оборот, свободный, стиль суровый, аскетический или тепличный, изнеживающий, когда ребенка освобождают от забот и обязанностей, стиль основанный на равнодушии и безразличии к судьбам детей.

Речь идет и о прямом неблагополучии, об уродливых отношениях в некоторых семьях, о бытовой и социальной распущенности, нечистоплотности, о семьях, где царит разлад, ссоры между родителями, а порой наблюдается и полный распад отношений между членами семьи. Словом, как говорят педагоги и психологи, «трудные» дети – это чаще всего дети «трудных» родителей

Но не только такие семьи должны быть отнесены к категории неблагополучных. Опытные учителя отмечают, что серьезное беспокойство вызывают внешне благополучные семьи, в которых родители не интересуются сложным внутренним миром своих детей, не пытаются понять их потребности и интересы, чувства и переживания. Атмосфера глубоко равнодушная приводит к столь же глубокой отчужденности детей, лишенных открытого и доброжелательного общения со старшим, взрослым, близким человеком.

Исследования психологов показали, что в подавляющем большинстве случаев у подростков и старших школьников отличающихся асоциальным поведением, сложилось устойчивое отрицательное отношение к школе и учению на основе отставания в учении, конфликтов с учителями. В дружном коллективе сверстников такие учащиеся чувствуют себя одинокими, им не интересно учится, читать, у них не развита потребность в познании. Такие подростки чужые дома, чужые в школе, лишь в компании с асоциальными установками, потребностями и интересами они «свои», там их признают, там они находят «себя».

В итоге ребенок становится трудным, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребенок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей, оговаривая, что данная типизация, как и вообще всякая типизация, условна:

1) дети с нарушениями в сфере общения;

2) дети с повышенной или с пониженной эмоциональной реакцией;

3) дети с односторонним умственным развитием;

4) дети с неправильным развитием волевых качеств.

Такие особенности личности, как недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной, работы отказ отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же особенности личности школьников могут стать причиной небрежного выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для данного возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности предпринятой работы.

Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для подросткового возраста неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Общеизвестен факт увлечения подростков приключенческими книга­ми, кино, телевизионными передачами в ущерб школьным занятиям и познавательному чтению. Многие подростки уделяют много времени спортивным тренировкам и подвижным играм, работе в юннатских и других кружках. Обычно во внешкольных детских учреждениях следят за тем, чтобы эти занятия не шли в ущерб учебе.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Определение предметной области и постановка задачи на разработку информационной системы
На начальном этапе исследования перед нами стояла задача узнать у студентов как можно больше информации в короткие сроки, чтобы определить каков уровень их творческого потенциала. Правильная оценка уровня творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, очень важна для самореализации ...

Определение уровня сформированности оценочных умений учащихся
Для определения уровня сформированности оценочных умений младших школьников в процессе работы над сочинением и изложением после проведения экспериментального обучения в ходе контрольного эксперимента учащимся 3 «А» (КК) и 3 «Б» (ЭК) на первом уроке было предложено написать подробное изложение текст ...

Методика формирования литературного творчества младших школьников
Л.С. Выготский, М.С. Коган, Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин, рассматривая анализ философский и психолого-педагогической литературы позволяет определить творчество как человеческую деятельность, посредством которой создаются новые, общественно значимые ма ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru