Педагогика » Вопросы развития речи и обучение родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского » Изучение родного языка по Ушинскому

Изучение родного языка по Ушинскому

Страница 2

К.Д. Ушинский страстно боролся с формализмом в обучении родному языку. Развивать речь отдельно от мысли, считал он, невозможно, а преимущественно перед мыслью - вредно. Отсутствие реального содержания в речи, равно как и увлечение одной лишь формой передачи мысли, приводит к формализму, а формализм в развитии языка и в развитии мысли при обучении языку одинаково вреден, мешая воспитанию правильного мышления у учащегося.

Согласно К.Д. Ушинскому, развитию речи учеников в значительной степени способствует вдумчиво подобранный дидактический материал. Вот почему в одни учебники он включал такие материалы, которые обеспечивали бы всестороннее развитие мысли и речи детей: сказки, басни, загадки, пословицы, поговорки, которые своей формой и содержанием возбуждают мысль учащихся, заставляют их размышлять, делать выводы.

Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира. В связи с этим К.Д. Ушинский выступал горячим сторонником наглядности в обучении. Детей, говорил он, надо учить наблюдать, сравнивать, сопоставлять и группировать предметы. Необходимо давать им упражнения, возбуждающие мысль и порождающие выражение этой мысли в речи. Умение правильно наблюдать, сопоставлять и получать полные и яркие образы о предметах окружающей среды обеспечит сознательное усвоение знаний.

Эти взгляды К.Д. Ушинского сохраняют актуальность и сейчас. Новый, усовершенствованный школьный курс языка уделяет большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся, требует от учителей использования всех средств активизации мыслительной деятельности учащихся, воспитания у них исследовательских наклонностей.

Для успешного решения этих задач учителям нужно дать углубленную, разработку основ развивающего обучения. Закономерным является широкое использование в современных теоретических исследованиях и практических рекомендациях общедидактических положений К.Д. Ушинского, связанных о развитием мышления и речи учащихся. Он советовал постоянно заботиться об обогащении словарного запаса ребенка, об уточнении и разъяснении значений новых для него слов, заботиться о том, чтобы " . дитя все более вступало в духовное обладание тени сокровищами родного слова, которые оно усвоило только подражанием, полусознательно".

Важным средством развития чувства точного и меткого словоупотребления он считал разнообразные лексические упражнения, применение наглядных пособий. Эти положения, наполненные новым конкретным содержанием, широко используются в практике современной школы. Согласно требованиям новых программ, учителя все больше уделяют внимание обогащении и развитии словарного запаса учащихся, овладению нормами литературного языка.

Большое значение для выработки правильной речи, указывал К.Д. Ушинский, имеет изучение грамматики. Особенно ценными являются его положения об органической связи преподавания грамматики с задачами развития логического мышления учащихся. Здесь. работа должна строиться на сознательном восприятии грамматических правил: "Грамматика. - писал Ушинский, - везде является только выводом наблюдений над языком, уже создавшимся. Точно то же должно быть и в преподавании: каждое грамматическое правило должно быть выводом из употребления форм, уже усвоенных детьми". Подчеркивая неразрывную связь между даром слова и усвоением грамматики, он полагал, ч-то надо тесно увязывать изучение грамматики с овладением устной и письменной рачью.

Правильное развитие и совершенствование языка учащихся. воспитание у них глубокого уважения к устному и письменному слову, высокой культуре речи имеет большое значение в настоящее время в связи с задачами подготовки всесторонне развитого молодого поколения. Углубленное изучение и творческое использование педагогического наследия К.Д. Ушинского окажет значительную помощь учителям в этом важном деле.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Базовая модель технологии кластери
В основе технологии кластери лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке географии обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать уст ...

Основные правила подготовки материалов для тестового контроля
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил: 1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. 2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правд ...

Анализ подходов к социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта в программах обучения и воспитания
Проводя исследование по данной теме, нами было рассмотрено множество подходов к решению проблемы формирования социальной адаптации детей с синдромом Дауна. В настоящее время существует множество программ дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта. Каждая из них по-разному раскрывает эт ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru