Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день. Расписание уроков, каникулы, перемены и т.д.
Структура урока – совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определенной последовательности согласно дидактическим целям. Классификация уроков может быть построена по ряду признаков:
Дидактическая цель (И.Т. Огородников);
Цель организации учебного процесса (М.И. Махмутов),
Основные этапы учебного процесса (С.В. Иванов);
Методы обучения (И.Н. Борисов);
Способы организации учебной деятельности (Ф.И. Кирюшкин)
Чаще всего структуру урока определяет дидактическая цель. Выделяют 5 типов уроков в зависимости от дидактической цели:
Урок изучения нового материала. Используется при крупноблочном способе работы: объяснение одновременно 4 тем, следующие 3 урока на закрепление.
Урок формирования и совершенствования умений и навыков (повтор и закрепление ЗУН, применение их на практике, формирование новых, контроль за ходом изучения учебного материала). Виды: самостоятельная работа, лабораторная работа, урок-семинар, практическая работа, экскурсия.
Урок обобщения и систематизации знаний (проверка и установление уровня ЗУН, повтор и коррекция материала). Виды: урок-дискуссия, урок-семинар и т.д.
Урок контроля и коррекции ЗУН. Методы: устный опрос, письменный опрос, диктант, изложение, решение задач и примеров, тесты и т.д. Виды: зачет, зачетная практическая или лабораторная работа, практикум, контрольная или самостоятельная работа и т.д.
Комбинированный урок. Такие уроки наиболее распространены, их 75-80 % от общего числа. Комбинированный урок имеет следующую структуру:
Оргмомент.
проверка домашнего задания.
опрос.
собщение новой темы и задач, мотивация.
изложение нового.
закрепление нового.
подведение итогов.
домашнее задание.
конец урока.
В педагогической науке существуют различные мнения о преимуществах и недочетах классно-урочной системы, например выделяют такие преимущества и недочеты:
преимущества |
недочеты |
Систематический характер обучения |
Шаблонное построение занятий, стереотипность |
Упорядоченность, логическое построение и подача учебного материала |
Нерациональное распределение времени урока, обеспечение только первоначальной ориентировки в материале, достижение высокого уровня знаний возможно только при домашних упражнениях |
Организационная четкость |
Учащиеся изолируются от общения друг с другом, отсутствие самостоятельности учащихся |
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя |
Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность ребенка (по статист.данным около 2 мин.в день) |
Оптимальные затраты при массовом обучении |
Слабая обратная связь, усредненный подход, отсутствие учета индивидуальных характеристик. |
Понятие экологического воспитания
На наш взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На ...
Семейные взаимоотношения
и их влияние на становление личности детей
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительнос ...
Проблемы, принципы и особенности обучения детей с дефектами в развитии
В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и в системе образования. Многообразие форм и методов обучения сопровождается избирательным и агрегирующим подходом к участникам педагогического процесса. Наблюдаются процессы локализации образования, придания ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.