Педагогика » Предмет педагогики » Педагогический процесс: понятие, структура, компоненты

Педагогический процесс: понятие, структура, компоненты

Страница 3

Пример: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, дополнительные занятия, выставка, выпуск газеты, концерт и т.д.

Составные – строятся на развитии простых форм или на их разнообразном сочетании.

Пример: урок, конкурс умений, праздничный вечер, субботник, конференция, КВН, собрание и т.д.

Комплексные – подборка простых и составных форм с определенной целью.

Пример: дни открытых дверей, дни физкультурника, дни знаний, недели театра, музыки, предметные недели, лектории, турпоходы, слеты, декадники и т.д.

Соотношение метода и формы – возможен взаимный переход. Пример: форма чтения литературных источников – метод выразительного чтения, форма конфликта – метод «взрыва» (Макаренко), форма награждений, премий – метод стимулирования.

Если рассматривать основной элемент педагогического процесса – обучение, то форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме.

Индивидуальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с учеником.

Фронтальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками.

Групповая форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу в учеников в таких группах.

Возможна классификация форм организации обучения по следующим основаниям:

по составу учащихся:

временные,

постоянные

по месту работы:

школьные (классы, лаборатории)

внешкольные (дом, работа, экскурсия, поход и т.д.)

по времени работы

классные

внеклассные (соревнование, кружок, факультатив и т.д.)

по характеру управления учителем учебной деятельностью учеников

репродуктивные

проблемно-поисковые

исследовательские

по дидактическим целям:

практика

лекция

семинар

по характеру обучения

Формы теоретического обучения

Формы практического обучения

Формы самообразования

Внеурочные формы

Урок

Консультация

Лабораторные занятия

Практические занятия

Семинар

Зачет

Экзамен

Урок производственного обучения

Производственная практика

Выпускной квалификационный экзамен

Деятельность по интересам

Наблюдение

Самостоятельное изучение наук, искусств

Факультатив

Кружок

Учебный цех

кооператив

В любом случае форма обучения обозначает коллективную, групповую или индивидуальную работу учащихся под руководством педагога.

Средства педагогического процесса

Материальные или идеальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполнения функций развития учащихся.

оборудование учебного учреждения (учебные помещения, спортивный комплекс и т.д.),

учебно-лабораторное, учебно-производственное оборудование,

дидактическая техника (ТСО, компьют. и т.д.),

учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, слайды, электр. учебники и т.д.),

организационно-педагогические средства (учебно-программная документация, экз. билеты, карточки-задания, уч. пособия, метод. рекомендации).

Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой

Ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы

Класс работает по единому годовому плану и программе

Основной единицей занятий является урок, как правило по одному предмету и теме.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе, законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса.

Учебники как правило применяются для домашней работы. Работой учащегося на уроке руководит учитель, он же оценивает результаты работы по своему предмету, уровень обученности каждого ребенка, принимает решение о переводе ребенка в другой класс.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Педагогические основы художественного воспитания в кружке изобразительного искусства
В соответствии с законом Российской федерации "Об образовании" видоизменяется система внешкольной работы, в том числе внешкольного воспитания, привлекается внимание к дополнительному образованию - в сфере досуга, что немаловажно для развития личности ребенка. Система внешкольного воспитан ...

Методические рекомендации по развитию выразительности речи у заикающихся дошкольников
Работа по формированию интонационных характеристик у заикающихся дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихо ...

Формирование устной речи у дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Для проведения констатирующего эксперимента мы взяли две группы детей контрольную и экспериментальную. В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей: - выявление объема активного словаря, - выявление состояния звукопроизношения, ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru