Педагогика » Предмет педагогики » Педагогический процесс: понятие, структура, компоненты

Педагогический процесс: понятие, структура, компоненты

Страница 2

На основе структуры личности:

методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование),

методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т.д.),

методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т.д.).

по степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности – И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа)

репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, поручение, упражнение, алгоритмическое предписание)

проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение),

частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование, самоуправление),

исследовательские (моделирование, библиографические методы, задания, проектирование, поиск ошибок).

Пример:

Метод доверия – словесный, стимулирующий, частично-поисковый.

Метод упражнений – практический, формирования поведения, репродуктивный.

В большинстве источников приведены классификации, в которых методы воспитания и методы обучения рассматриваются как две основные группы методов (напр. у Ю.К. Бабанского). В данном случае эти две группы методов рассматриваются как взаимодополняющие, в сумме задающие взаимосвязанную деятельность педагогов и учащихся. Основой классификации, объединяющей эти две группы методов является организация деятельности и общения

Методы формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов, идеалов, убеждений).

Словесные: лекция, рассказ, доклад, беседа, диспут, конференция

Наглядные: показ иллюстраций, демонстрация опытов

Методы организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения.

Организации учебно-познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой деятельности

методы постановки задач, предъявления требований

методы выполнения практических действий

методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения

методы регулирования, корригирования действий и поведения

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.)

Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (устного, письменного, лабораторного контроля в обучении, наблюдения, оценки и самооценки поведения в воспитании)

Возможна и классификация методов обучения по типу деятельности:

методы передачи и усвоения знаний или словесные (дискуссия, работа с текстом),

практические методы (практические задания, лабораторные работы, эксперимент),

методы контроля и оценки результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).

Прием обучения – составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер.

Содержание

Под содержанием обычно понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устоявшихся привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. При проведении диагностических процедур полученные показатели формальной успеваемости, например, свидетельствуют именно о освоении содержания.

Формы организации педагогического процесса

Педагогическая форма – устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Процесс формообразования длителен. К примеру урок как форма обучения складывался более 100 лет, пока не был описан Я.А. Коменским, лишь затем начинает использоваться повсеместно. Первоначально под уроком понималось задание, которое нужно выполнить за определенный срок.

Форма через принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность педагогов и учащихся, их воспитательные отношения. Подбором оптимальной формы достигается соотнесение учебного времени и объема информации, т.е. достижение учебных целей.

В настоящее время более 1000 различных форм организации педагогического процесса.

Классификация по степени сложности:

Простые – минимальное количество методов и средств, посвящены одной теме либо решают одну задачу. Составляют около 75 % всех существующих, иначе называются первичными, т.к. из них состоят все остальные формы.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Психологические особенности детей с дефектами в развитии
Дети с дефектами в развитии – дети, у которых в силу физических или психических недостатков имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. В основе отклонений в развитии ребенка лежат, в одних случаях, органические или грубые функ ...

Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности
Современная социально педагогическая ситуация характеризуется реформированием всей системы образования, радикальным поворотом к её гуманизации и демократизации. Обращение к личностно – ориентированной педагогике характеризует общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация педагоги ...

Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте
Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела к возникновению понятия «терпимость». В греческой философии требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики, связанной тесно с идеей р ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru