Педагогика » Разработка системы игровых мероприятий по социализации младших дошкольников, имеющих нарушения в слуховом развитии с целью наиболее эффективной социализации » Содержание и методика формирующего этапа опытно-экспериментального исследования

Содержание и методика формирующего этапа опытно-экспериментального исследования

Страница 3

Второй блок преследовал цель развития общения со сверстниками. Игры данного блока были построены таким образом, чтобы в них присутствовал момент передачи или обмена каким - то предметом. Именно процесс обмена вещью увеличивает варианты общения. Так, в дидактической игре «Прокати машинку друг другу» дети объединялись в пары, где они вынуждены проявлять устойчивые телодвижения, ведущие к успешности выполнения действий. Если действия будут выполняться правильно, то будет повышаться эмоциональное состояние обоих партнёров. Такое положительное взаимодействие будет побуждать к дальнейшему общению. Данный принцип соблюдался и в играх «Покорми куклу», играх – поручениях. Таким образом, круг партнёров глухих малышей постепенно расширялся. Имея разных партнёров, дети вынуждены вести себя по-разному. Опять же, дети, имеющие сложный диагноз (кроме глухоты имели ДЦП, моторную расторможенность, выраженное снижение интеллекта), не смогли точно и правильно совершать действия, поэтому другие дети неохотно соглашались играть с ними в паре. К ним относятся Захар, Настя, Алина, Мэдина. Для освоения и обучения данных детей потребовалось больше времени с привлечением большего количества партнёров – сверстников.

Третий блок был взят позднее других, так как понимание ребёнком себя, формирование устойчивых представлений о самом себе, сознание образа своего «Я» является результатом его взаимодействия со взрослыми и детьми.

В игровом упражнении «Зеркало» детям нравилось рассматривать себя. Все дети называли свои имена, показывали свои части тела. При этом со стороны педагога давалась эмоциональная положительная оценка каждому малышу. В сюжетно-ролевой игре фиксировалось внимание детей на соотнесении своих частей тела и куклы. Изучив различные близкие им эмоциональные состояния, проявление действий при этом, отражение данного состояния в устной звуковой речи, дети в привычной для их возраста игровой обстановке познавали части тела, ориентировку на нём, а затем при рассматривании куклы понимали, что их строение идентично, только в уменьшенном виде. Поэтому, дети выполняли роль родителей и их детей. Очень заботливыми родителями проявили себя: Саша, Настя, Толя. Они умело справлялись с процессом одевания и лечения куклы, правильно определяли «место болезни» у куклы, при этом испытывали сопереживание и сочувствие, выражали это в жестах, мимике и устной звуковой речи. Мэдина была не ласкова с заболевшей куклой, почти не выражала свои эмоции, а действия с куклой выполняла хаотично. Педагогам пришлось несколько раз показывать ей, как необходимо обращаться в таких ситуациях. Захар и Алина эмоционально переживали «болезнь» куклы, выражая это в звуках устной речи, но движения у них оставались неуклюжими, неточными и требовали постоянных тренировок. А вот в подобной игре «Покорми куклу» при повторном проведении, дети уже довольно быстро и самостоятельно справлялись с действиями, т.к. у них был приобретён опыт обращения и общения с куклой, как со своим партнёром. Активность детей и их инициатива поддерживалась и положительно оценивалась педагогом. Например, когда Саша жестом указал, что хочет покормить куклу, педагог с помощью глобального чтения табличек похвали: «Да, Саша, покорми! Молодец! Кукла хочет кушать!».

В дидактической игре «Я ли не удалец, я ли не молодец» особенно были активны Саша и Толя. Остальные дети, хоть и выполняли действия медленно, но выполняли их правильно в соответствии с ситуацией. Поэтому, все дети получали положительную и одобрительную оценку.

Последним этапом работы над социальным развитием младших глухих детей являлись экскурсии в младшую группу детей с нарушениями речи, которая находится в этом же здании детского сада. Для этого педагоги оговорили время и место проведения совместного проведения мероприятия. С детьми логопедической группы была проведена работа: сообщили, что к ним придут в гости глухие дети, вспомнили правила приёма гостей (позы, мимику, жесты и обращения).

Во время экскурсии глухие дети сначала вели себя стеснённо, ютились в уголке, Настя и Захар даже пытались вернуться в свою группу. В процессе наблюдения за детьми с нарушением речи, глухие малыши увидели их доброжелательное отношение к ним. Те, в свою очередь, с помощью педагога, жестов и приглашений типа: проходи, садись, давай поиграем и др., пытались наладить с ними контакт. Через некоторое время спустя, глухие дети стали проявлять свой интерес сначала к новым игрушкам, а затем и к другим детям. Приобретённый в играх опыт общения пригодился Саше, Толе, Мэдине, Захару. Эмоции по поводу новых впечатлений они проявляли возгласом. Саша пытался попросить у девочки игрушку, применяя указательный жест и просящую мимику. Удивительно, но девочка поняла его и уступила ему свою игрушку. Мэдина подсела рядом с играющими детьми, долго наблюдала за ними, а затем указала звуком и указательным жестом, что хочет с ними играть. Дети с нарушениями речи пытались понять её, но не получилось на помощь пришел педагог и объяснил намерения Мэдины. Дети согласились и приняли её в свой круг. Настя и Алина чувствовали себя «чужими» в данной ситуации. Но педагог с помощью глобального чтения и жеста привлечения внимания сказал: «Настя, иди! Смотри - играют! Весело!». Получив положительную оценку и призыв к действию, Настя застенчиво сделала первый шаг к знакомству со сверстницей из другой группы. А вот Алина повела себя грубо. Она резко отдёрнула руку, когда с ней пытался наладить контакт мальчик из логопедической группы. Такая реакция была неожиданна для педагогов, за что Алине был указан жест отрицания и запрета. При проведении рисования на тему «Моя семья» детей посадили в пары, составленные из глухого ребёнка и его сверстника из логопедической группы. Дети подсматривали друг у друга, что рисует каждый. Труднее пришлось детям, имеющим сопутствующее заболевание ДЦП. Им, конечно же, была оказана помощь со стороны педагога. Находясь на положительном и эмоциональном подъёме, все дети, кроме Алины, нарисовали красочные рисунки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Методика определения и анализ результатов исследования уровня творческой самореализации студентов, во время профессиональной подготовки
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций). Прежде чем начать какое либо ...

Социальная компетентность как фактор социализации
Социальная компетентность, по мнению В. Гузеева, представляет собой способность действовать в социуме с учетом позиций других людей. Г. Селевко определяет социальную компетентность – как умение полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде. И.С. Смирнов и В.Н. Руслов видят по ...

Принцип отбора упражнений. Классификация артикуляционных упражнений
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru