Социализация – как активное включение детей в жизнь общества – есть процесс освоения и присвоения ими всё больших прав и обязанностей в сообществе, и задача педагога – создание возможностей ребёнку для такого освоения и присвоения.
Субъективная сложность процесса социализации «уравнивает» положение детей с ограниченными возможностями слуха и их здоровых сверстников. Проблема вхождения во взрослый мир, в общество одинаково стоит перед любым ребёнком. При этом формы вхождения в социум ребёнком не освоены и не присвоены, и потому мы можем сказать, что сегодня каждый ребёнок является «социальным инвалидом» и помощь преодоления такой «инвалидности» необходима всем детям.
Говоря о здоровых детях, можно сказать, что общество, в котором им предстоит жить и трудиться – это общество не только здоровых людей, но и слепых, глухих людей и людей с другими отклонениями от нормы. Мир, в который выходят сегодня глухие дети и их здоровые сверстники – это один мир – мир, где им жить вместе.
В качестве повода к общению детей между собой выступает любая совместная деятельность, одинаково актуальная для обеих сторон. Это может быть совместное участие в спектаклях, вечерах развлечениях, и, конечно же, в игровой деятельности. Одинаковая актуальность игровой деятельности является обязательным условием совместной деятельности. В построении отношений детей между собой в играх речь идёт не о милосердии, а содружестве, где каждый ребёнок, и здоровый и с нарушениями слуха – субъект совместной деятельности, равноправный участник совместного творчества, совместного освоения и присвоения окружающего мира.
В построении таких отношений ребёнок с нарушенным слухом получает опыт социальных контактов, осваивает новые ценности, расширяет репертуар своих новых социальных ролей, научается сам использовать плоды человеческой культуры в своих целях. Присваивает существующие и творит сам новые способы коммуникации с внешним миром, где общение почему-либо для него затруднено. А также научается сам организовывать для себя помощь со стороны здоровых людей там, где без этого не обойтись, спокойно относиться к отказу в помощи, понимая, что такой отказ, как правило, ситуативен, и тактично избегать навязчивых помощников.
В то же время через игровую деятельность здоровый ребёнок получает представление о всей сложности и многообразии мира человеческих отношений. Обретает опыт отношений с инвалидом как обычной формы человеческих взаимоотношений, учится строить партнёрские отношения с разными людьми. А также привыкает создавать в обществе, субъектом которого он является, условия жизни, деятельности и общения, одинаково приемлемые для людей с самыми различными возможностями.
Итак: на основе вышесказанного можно выделить некоторые общие подходы при воспитании детей с нарушениями слуха и здоровых детей:
- нацеленность на социализацию. Как на конечную цель воспитательного процесса;
- реализация единых целей воспитания разными путями, разными средствами и в разное время;
- предоставление свободы ребёнку в реализации его желаний, при совместной ответственности за результат действий ребёнка;
- развитие всех психических функций;
- учёт своеобразия развития ребёнка и учёт его потенциальных возможностей;
Способы описания алгоритмов
Рассмотрим три способа описания алгоритмов: словесно-формульный (на естественном языке с использованием математических формул); графический (блок-схема); на языке программирования (программа). Для наглядности рассмотрим пример решения квадратного уравнения с помощью всех трёх способов. 1 способ: сл ...
Элементы истории возникновения и становления теории комплексных чисел
Человечество всегда сталкивалось с проблемами неразрешимости каких – либо задач и искало, иногда успешно, иногда нет, пути их решения. Например, в математике, для того чтобы любое уравнение имело корни, положительных чисел оказалось недостаточно и за два века до н.э. китайскими математиками были вв ...
Практическое изучение возможностей формирования
понимания активной роли человека в обществе в работе с младшими школьниками
В соответствии с темой нашей работы, целью исследования, являлось изучение возможностей формирования у младших школьников, понимания активной роли человека в обществе нами было выдвинуто предположение. О том, что формирование понимания активной роли человека в обществе у младших школьников осуществ ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.