Педагогика » Экскурсия как форма обучения

Экскурсия как форма обучения

Страница 6

Экологический аспект ознакомления с окружающим миром, связанный с выявлением существующих в природе заимозависимостей, формированием знаний о ней как о едином, нашел отражение во введенной в российских гимназиях программе, составленной Кайгородовым: природа изучается не по отдельным блокам (неживая природа, флора, фауна), а по шести «общежитиям» – лес, сад, поле, луг, река, парк, река (комплексно). При этом каждое сообщество должно было изучаться в соответствии с принципом сезонности, по мере усложнения.

Рассмотрим опыт известного методиста В.П. Вахтерова (1853–1924).Он придерживался мнения о ненужности в начальной школе самостоятельного предмета естествознания, но считал, что чтению статей о природе должно предшествовать знакомство с самим предметом в ходе наблюдений и опытов.

О такой системе изучения природы он писал: «На практике в народной школе мы пользовались бы этим методом следующим образом. В нашей книге для классного чтения помещаются статьи о воздухе, теплоте, о растениях, о минералах, о человеческом теле. Есть статьи географического характера. Не будем читать о воздухе, не проделав, по крайней мере тех опытов, какие описаны в нашей книге «Мир в рассказах». Не будем читать о кристаллах, не показав кристальной соли, квасцов, соли, сахара и пр.» В.П. Вахтеровым подготовлены для 1–3 классов книги для чтения «Мир в рассказах для детей», куда вошли статьи, дающие естественнонаучные сведения. Во многих статьях описаны опыты, имеются иллюстрации. Несмотря на узость взглядов представителей этого направления, надо отдать им должное в том, что они выступили против исключительно словесного сообщения в народных школах знаний о природе, обосновали необходимость применения в учебном процессе различного рода наглядные пособия не только для получения знаний из естествознания и географии, но и для развития личности ученика; еще раз подчеркнули важность экскурсий, чтобы «видеть самому природу в лесу, на лугу, в природе», выдвинули идею проведения уроков на воздухе, высказали правильный взгляд и дали конкретные разработки предметных уроков.

Рассмотрим опыт другого ученого-методиста. Л.С. Севрук (1867–1918) подготовил учебник естествознания для младших школьников «Начальный курс естествознания». В нем, как и у Герда, учебный материал был расположен в следующем порядке: неживая природа (земля, воздух, вода) – живая природа (растения, животные). Приняв этот порядок, Севрук обосновал его тем, что он позволяет раскрывать взаимосвязи в природе. «Как знакомство с явлениями неживой природы подготовляет к пониманию явлений живой природы, так знакомство с устройством и проявлением жизни у растений делает более доступным понимание устройства тела животных и отправление их органов».

Вопрос о раскрытии взаимосвязей в природе понимали, как показано выше, многие ученые – методисты. Но особую роль в этом сыграл Валериан Викторович Половцов. Он разработал так называемый «биологический метод», сущность которого заключалась в том, что при изучении предметов природы как живой, так и неживой, должны раскрываться взаимосвязи и взаимоотношения. Под влиянием этих идей уже в тот период в школьные учебники включался материал о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

Среди наиболее интересных проблем, решаемых в этот период в области преподавания естествознания, следует признать вопрос об «исследовательском методе». Сущность его заключается в том, что ученик получает знания не со слов учителя, а в ходе самостоятельного поиска и открытия этих знаний. При этом его мыслительный процесс проходит следующие этапы: 1) наблюдение и постановка вопросов; 2) построение предположительных решений; 3) исследование предположительных решений и выбор одного из них как наиболее вероятного; 4) проверка гипотезы и окончательное ее утверждение. Ученик в процессе обучения ставится в позицию субъекта деятельности. Ход его «исследования» – это процесс логического мышления от наблюдения к выводу. Следовательно, применение исследовательского метода в практике преподавания способствует развитию логического мышления. Исследовательский метод, кроме того, отвечает «природе ребенка», т.к. ребенок по природе своей – исследователь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие публикации:

Специфика старшего дошкольного возраста
На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с одной стороны; с другой – реальн ...

Возрастные особенности детей 12-15 лет
В данный возрастной коридор можно отнести детей, вступивших в период полового созревания. Подростковый возраст – один из наиболее важных примеров онтогенеза человека. Он характеризуется наличием значительной специфики во всех сферах деятельности. Характерные черты подростков — пытливость ума и жадн ...

Роль понятийного аппарата во внутрипредметных связях
Одной из основных задач обучения является развитие целенаправленного мышления. Развитие же мышления предполагает формирование различных понятий, в том числе и математических, так как они выступают в качестве основной формы мышления. Понятия не могут существовать в отдельности друг от друга, они вза ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru