Педагогика » Экскурсия как форма обучения

Экскурсия как форма обучения

Страница 4

«Соображать и умозаключать, не научившись наблюдать, нельзя», «…почти единственным орудием умственного и нравственного развития служит нам внешние чувства. Человек с тонкими внешними чувствами имеет громадные преимущества в сравнении с человеком с чувствами неизощренными. Он несравненно проницательнее и находчивее, глубже вникает во все, а потому и работает основательнее; из всего извлекает большую пользу; находит интерес и принимает живое участие там, где другой остается совершенно равнодушным». Поэтому Герд считает, что в программе по естествознанию «цель – развитие у учащихся способности различать, описывать и сравнивать тела, должна быть возведена в более широкую цель – научить разумно наблюдать, самостоятельно обращаться к природе за разрешением доступных задач».

А. Герд выступал против такой методики, при которой учащиеся получают готовые знания из учебника или со слов учителя. Необходимо, чтобы ученик сам участвовал в добывании знаний. Как видим, Герд вплотную подошел к вопросу об «исследовательском методе», проблемы которого будут решаться уже в XX веке.

Через все его труды красной нитью проходит мысль, что изучать природу надо с широким применением наглядности и, в особенности натуральных объектов; проводить уроки, по возможности, в самой природе. «Преподавание естествознания должно, по возможности начаться в саду, в лесу, в поле, на болоте». Как и К.Д. Ушинский, Герд возводит наглядность в важнейший принцип преподавания естествознания, причем, главным образом, начального, когда у детей еще недостаточно развито логическое мышление.

Важнейшим методом изучения природы младшими школьниками он считал наблюдение: «…преподавание естественных наук не может быть плодотворным, ограничиваясь одними описаниями и рисунками, что оно особенно в первоначальном курсе, должно исходить из непосредственного наблюдения естественных тел». И далее: «Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей могут быть с пользою переданы эти знания детям».

Герд не только выдвинул наблюдения как важнейший метод изучения природы, а наблюдательность как ценнейшее качество личности, но и дал интересные рекомендации к методике ведения наблюдений, определил некоторые требования к наблюдениям. «Наблюдения должны быть возможно полными и никак не ограничиваться одними внешними признаками…. Наблюдения не должны быть отрывочными… Наконец, наблюдения не должны быть однообразны. Но чтобы наблюдения были достаточно эффективными, надо руководить наблюдениями детей: постоянно обращать «внимание ребенка на ту или иную сторону впечатления и этим путем выделить ее и заставить ребенка воспринять ее полнее, отчетливее». Очень важно также в процессе наблюдения побуждать детей сравнивать, выделять признаки предметов. Указывая на необходимость тщательности: наблюдений, сосредоточенности внимания на наблюдаемых объектах. Герд предупреждает воспитателя, что «наблюдение есть вовсе не легкая наука». В самом деле, наблюдения требуют от ученика и учителя определенных усилий внимания, воли, терпения. Герд не ограничивается лишь теоретическими положениями о наблюдениях, как методе познания природы. Он дает подробные материалы к наблюдениям за различными объектами неживой и живой природы, выделяет формы организации. Таким образом, Герд разработал такую методику наблюдений в природе, которая обеспечивает их полноту, последовательность, постепенное их расширение и углубление.

Велик вклад Герда в разработку таких форм обучения начальному естествознанию, как предметные уроки и экскурсии.

Придавая большое значение предметным урокам, Герд все же отмечает, что коллекции дают сведения далеко неполные, т.к. «мертвые растения и животные представляют только один момент в развитии организмов и не знакомят с их жизнью,… сохраняемые в спирте, теряют цвета; хрупкие неподвижные части высушенных экземпляров недоступны всестороннему наблюдению». Но даже, если дети работают с живыми растениями и животными, то и в этом случае они не получают «ни малейшего понятия о взаимных отношениях животных к растениям, а также о зависимости растений от почвы, так что дети должны почерпнуть эти сведения из учебников или принять на веру со слов преподавателя. Поэтому-то необходимо выводить детей за город, в поле, в лес на болото; необходимо, чтобы они самостоятельно наблюдали тела всех трех царств природы, в их природной обстановке, знакомились с жизнью и развитием организмов – словом, необходимы экскурсии». Из сказанного видно, что Герд считает экскурсию одной из важных форм обучения, что это такая форма, когда ученик получает знания о природе в самой природе, находит взаимосвязи компонентов природы, что на экскурсии видное место занимает самостоятельная работа учащихся. Из данного высказывания вытекает и еще один очень важный вывод: не вводя термин «экологическое образование», Герд, по существу, уже в конце XIX века довольно отчетливо поставил вопрос о необходимоcти его осуществления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие публикации:

Сущность проблемы социальной активности
Прежде всего, в соответствие с темой нашей работы остановимся на базовых понятиях: активность личности, социальная активность, социальная роль, понимание. Активность личности - особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленн ...

Характеристика малообеспеченной семьи
Точкой отсчёта бедности является прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации» (1997), он рассчитывается исходя из стоимости потребительской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов ...

Развитие творческого воображения
Вторым направлением формирования творческих способностей дошко­льников развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз­нен­ного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пред ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru