Рост сети дошкольных учреждений, развитие интереса широких кругов населения к проблемам дошкольного воспитания остро поставили проблемы дальнейшего развития педагогических и психологических исследований. К этому обязывало и принятое в мае 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста».
В ноябре 1960 г. по решению Совета Министров РСФСР в системе Академии педагогических наук был создан Институт дошкольного воспитания, в составе которого — лаборатории воспитания детей раннего возраста, воспитания детей дошкольного возраста, экспериментальной дидактики, возрастной психофизиологии, эстетического воспитания, физического воспитания.
Создание такого института — единственного в мире — важная веха в истории развития советской дошкольной педагогики. Предстояло в первую очередь обобщить накопленный педагогический опыт, дать ему научное обоснование и дальнейшее развитие. Различные стороны воспитательного процесса нуждались в тщательном научном изучении и создании на этой основе новых эффективных путей и методов воспитания и обучения детей.
Переход к школьному обучению завершает дошкольный период развития ребенка. Подготовка к школе, изучение проблем, связанных с безболезненным переходом к школьному обучению, с тем чтобы обеспечить детям возможность успешного обучения,— одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольной педагогикой. С самого начала институт создавался как комплексное научное учреждение. В его состав вошли педагоги, психологи, физиологи, представители медицины.
Институт дошкольного воспитания решал следующие задачи:
1.Проведение разносторонних психолого-педагогических исследований, направленных на изучение условий и закономерностей воспитания и развития маленьких детей.
2.Разработку новых, более эффективных программ и методик дошкольного воспитания.
3.Изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Являясь научным центром всех дошкольных учреждений страны, Институт дошкольного воспитания осуществлял постоянную связь теории и практики. Так, все новые научные достижения института находят свое практическое применение сначала в экспериментальных, а затем и в государственных программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Особо следует отметить координирующую роль института, которую он выполняет, объединяя, анализируя и оценивая всю научную работу по проблемам дошкольного детства в стране.
В лабораториях Института дошкольного воспитания АПН СССР и в других научных учреждениях Советского Союза широко развернулась научно-исследовательская работа в области педагогики, психологии и физиологии дошкольного детства.
Так, в Институте дошкольного воспитания проведены углубленные исследования генезиса познавательной деятельности в раннем возрасте (А. М. Фонаревым и др.), закономерностей физического воспитания (М. Ю. Кистяковской), особенностей дошкольного обучения и его влияния на умственное развитие ребенка (Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым и др.), формирования нравственных представлений, чувств и привычек у детей (В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой), взаимоотношения обучения и самостоятельного художественного творчества в процессе эстетического воспитания дошкольника (Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской), детской игры и ее роли в нравственном и умственном воспитании ребенка (А. П. Усовой, Р. И. Жуковской). В 70-х гг. интенсивно разрабатываются проблемы трудового воспитания дошкольников, взаимосвязи самостоятельного детского труда и ознакомления ребенка с трудовой деятельностью советских людей (В. Г. Нечаевой, В. И. Логиновой, Р. С. Буре и др.).
Полученные в этих исследованиях данные использованы при усовершенствовании программы воспитания в детском саду. В новой программе определены задачи и содержание физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания в детском саду. При составлении раздела программы, посвященного физическому воспитанию дошкольников, использованы результаты исследований, проводившихся в различных научных учреждениях СССР.
Особое внимание в детском саду уделялось нравственному воспитанию детей. В дошкольном возрасте дети овладевают простейшими нормами поведения, у них начинают формироваться нравственные качества личности. Программа содержала требование постоянной выработки у них навыков культурного поведения, воспитания нравственных представлений, чувств и привычек, формирования правильных взаимоотношений между детьми на различных ступенях дошкольного детства.
Технология воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного
возраста в сюжетно-ролевой игре
Старшие дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие. Они способны к самостоятельному общению в соответствии с усвоенными правилами. Игра для них продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе гуман ...
Система использования тестов в школьном обучении истории
При составлении тестов учитывается требование стандарта к уровню подготовки учащихся основной школы. Во внимание принимались возрастающая сложность учебного материала при переходе от одной темы к другой и возрастные особенности учащихся пятых классов, которым в течение года предстояло усвоить довол ...
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с ЗПР
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Ма ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.