В программе отмечается, что в процессе ознакомления с окружающим и организации деятельности детей воспитатель должен установить с ними эмоциональный контакт и взаимопонимание, воспитывать уважение к взрослым и дружеские взаимоотношения со сверстниками, умение играть и работать сообща, помогая друг другу. Подчеркивается необходимость воспитывать у детей скромность, правдивость, доброжелательное отношение к людям, стремление ко всему доброму, прекрасному и отвращение к злому, отрицательному.
Большое внимание уделялось развитию у детей любви к родной стране, к своему народу, уважения к представителям других народов, других национальностей. В основу данного раздела программы положены идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о воспитании детей дошкольного возраста, а также результаты педагогических и психологических исследований (А.В.Суровцева, Ф. С. Левин-Щирина, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, Я. 3. Неверович, Т. А. Репина и др.). Как показывают полученные в этих исследованиях данные, важную роль в нравственном воспитании детей играет формирование у них правильных нравственных представлений.
Важнейшее положение, выдвинутое советскими психологами (Л. С. Выготским, А. Н. Леоптьевым, С. Л. Рубинштейном), заключалось в том, что усвоение опыта, формирование нравственных качеств человеческой личности происходит в процессе деятельности субъекта. Для того чтобы нравственные требования превращались во внутренние мотивы поведения ребенка, необходима нравственная практика, необходимо, как говорил А. С. Макаренко, «упражнение в нравственных поступках».
В условиях общественного дошкольного воспитания решающее значение в формировании практического нравственного опыта ребенка имеют коллективные игры и занятия, в процессе которых дети под руководством воспитателя объединяются для достижения общих целей, приучаются к сотрудничеству, взаимопомощи, справедливому разрешению конфликтов, подчинению определенным правилам поведения (соблюдение их необходимо для достижения успеха в процессе совместной деятельности).
В 70-х гг. в Институте дошкольного воспитания началось углубленное исследование социально-педагогических проблем воспитания детей дошкольного возраста в семье, его взаимосвязи с воспитанием общественным (Т. А. Маркова и др.).
При разработке программы и особенно при определении содержания воспитательной работы в подготовительной группе детского сада большое внимание уделено вопросам подготовки детей к школе. Это необходимо, чтобы обеспечить достаточно высокий уровень общего развития детей, сформировать у них умение и желание учиться и путем пропедевтических занятий по грамоте и математике облегчить им усвоение тех предметов, которыми придется овладевать в начальных классах.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на идеологическое давление со стороны партийно-государственного аппарата, было проведено ряд эффективных научных исследований в области дошкольной педагогики, что позволило решать очень многие спорные и проблемные вопросы в данной отрасли психологии и педагогики.
Методика знакомства
детей с декоративно-прикладным искусством
Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в места ...
Коммерциализация высшего образования – угроза интеллектуальному потенциалу
России
С 1994 года доля финансирования образования из федерального и местных бюджетов неуклонно снижается,, в результате чего расходы Российского государства по этой статье в абсолютном выражении стали в 165 раз меньше американских. В связи с этим возникла реальная угроза снижения научно-образовательного ...
Методы работы социального педагога с подростками из малообеспеченных семей
в общеобразовательной школе
Анализ пособий по профессиональной подготовке социальных педагогов, статей, монографий, материалов диссертаций, нормативных документов позволил выделить основные направления деятельности социального педагога с детьми из малообеспеченных семей: - защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка. Э ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.