Педагогика » Формирование социальной компетентности у детей с дефектами в развитии » Психологические особенности детей с дефектами в развитии

Психологические особенности детей с дефектами в развитии

Страница 6

ЗПР церебрально-органического генеза наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР. Причина данной формы ЗПР – органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Интеллектуальная недостаточность обусловлена нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта. Дети характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Поражение нервной системы влияет на весь ход психического развития ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП). Нарушения функций органов речи, зрения, слуха связано с ранним поражением головного мозга, которое также обуславливает нарушения высшей нервной деятельности. Двигательные нарушения, обусловленные поражением периферической нервной системы, ограничивают предметно-практическую деятельность и затрудняют развитие самостоятельного передвижения, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружающих. Это формирует у ребенка пассивность, безынициативность, нарушает развитие мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Большинство детей с ДЦП повышенно утомляемы. У некоторых на фоне утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает жестикулировать, гримасничать, суетиться, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. Многие дети с церебральным параличом склонны испытывать всевозможные страхи, которые могут возникать при тактильных раздражениях, при изменении положения тела и особенно при изменении положения тела и особенно при изменении окружающей обстановки. У некоторых детей отмечается боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов. В момент испытания или страха резко меняется общее состояние ребенка – учащается пульс, нарушается ритм дыхания, повышается мышечный тонус, появляется потливость, усиливаются насильственные движения, повышается температура тела, появляется бледность кожных покровов. У многих детей наблюдается стойкое нарушение сна: изменяется ритм, сон поверхностен, ребенок с трудом засыпает, появляются ночные страхи. [4] У некоторых склонность к упрямству, быстрой смене впечатлений. Дети болезненно реагируют на повышение голоса, тона говорящего, на настроение окружающих. У большинства детей с ДСП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен обладать выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны не всезнайки, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Для обозначения этих качеств употребляется понятие компетентность – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

Социализация – это процесс освоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности.

Социальная компетентность определяется как умение полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.

Для детей с дефектами в развитии, т.е. детей, у которых в силу физических или психических недостатков имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира, особенно важно обладать социальной компетентность, т.е. полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.

Полноценная жизнедеятельность, необходимая детям с дефектами в развитии, означает систему способов деятельности во всех ее видах и формах, соотнесенная с условиями, в которых объект развивается, существует и с которыми он взаимодействует.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Похожие публикации:

Сущность проблемы социальной активности
Прежде всего, в соответствие с темой нашей работы остановимся на базовых понятиях: активность личности, социальная активность, социальная роль, понимание. Активность личности - особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленн ...

Тестирование – одна из методик педагогической диагностики
Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование. Применение диагностических тестов в зарубежных школах имеет давнюю историю. Признанный авторитет в области педагогического тестирования Э. Торндайк (1874-1949) выделяет три этапа внедрения ...

Роль и место раздела в образовательной области "Технология" и профильной подготовки школьников
Базовым для программы среднего (полного) общего образования является раздел "Технологии и труд как части общечеловеческой культуры", в которую входит раздел "Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы" (3 (3) час). Основные теоретические сведен ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru