Педагогика » Формирование социальной компетентности у детей с дефектами в развитии » Психологические особенности детей с дефектами в развитии

Психологические особенности детей с дефектами в развитии

Страница 3

Правильная речь имеет огромное значение для полноценного и гармоничного развития человека. Известно, что многие расстройства речи обуславливаются неблагоприятными анатомо-физиологическими особенностями организма человека. Это могут быть органические и функциональные поражения коры и подкорки головного мозга, проводящих путей, неправильное строение периферической части речевого аппарата.

Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать или самостоятельно преодолеть его обычно вызывает различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания от непонимания этого недостатка окружающими и т.д. Недостатки звукопроизношения или лексики, грамматического оформления фраз и мелодики и выразительности, темпа, ритма, плавности речи, способности передать свою мысль, желание – все это вместе или в отдельности способно вызвать у ребенка замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, своеобразные маскирующие речевые уловки. Речевые расстройства у детей часто сопровождаются нарушением общей моторики: у них наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность. Тяжелые нарушения речи тесно связаны с интеллектуальным развитием ребенка и с полноценным формированием его личности. Речевые нарушения, как правило, задерживают общее развитие ребенка, так как правильная речь способствует развитию нашего мышления. Дети с нарушениями речи неконтактны, у них трудности с обучением, в обществе своих сверстников они теряются, результатом чего является их раздражительность и агрессивность. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Причем интеллектуальное отставание имеет у этих детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения. У этой категории детей с отклонениями в развитии наблюдается сужения объема памяти, быстрое забывание материала, особенно вербального, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а наглядном виде. Кроме того, большинство детей с нарушениями речи имеет двигательные расстройства, проявляющиеся в более поздних по сравнению с нормально развивающимися детьми сроках формирования двигательных функций. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Значение зрения в развитии ребенка уникально. Нарушения его вызывают у ребенка затруднений в познании окружающей среды и действительности, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности, сужая социальные контакты. Нарушения формирования жизнедеятельности более выражены при раннем поражении зрительного анализатора: при заболеваниях с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений вообще. Недоразвитие пространственной ориентации обуславливает нарушение психосоматического развития, затрудняет общение. Дети часто закомплексованы. У слабовидящих детей ограничены движения, замедленны процессы запоминания, затруднены мыслительные операции. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты, что объясняется неудачами и трудностями в учебе, общении со сверстниками.

Незрячие дети не имеют образцов для подражания социальному поведению: как следует передвигаться, сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и т.п. Незрячие испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.) не воспринимаются незрячими детьми непосредственно. Большие сложности возникают у них в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т.п. Это резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, особенно при передвижении; нарушается гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций, что, несомненно, влияет на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. У незрячих детей накапливается определенный запас словесных, формально правильных знаний, ненаполненных конкретным предметным содержанием. Нередко у них наблюдается так называемый вербализм – недостаточное понимание слов, имеющих конкретное значение. Имеют место также существенные изменения в развитии двигательной функции и в ориентировке в пространстве, что проявляется в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмерности движений. Детей затрудняет овладение такими движениями как ходьба, бег. Они испытывают трудности при выполнении физкультурных упражнений. Ограничивается приобретение социального опыта, навыков самообслуживания и бытового труда. В отличие от незрячих детей от рождения, ослепшие дети располагают некоторым количеством более или менее сохранных зрительных представлений, сформированных у них до потери зрения. Это имеет огромное значение для последующего воссоздания представлений о предметах и явлениях, основывающихся на восприятии их с помощью осязания или на базе словесных описаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Констатирующий этап проведения исследования
Для определения уровня экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы, нами был проведен констатирующий этап исследования. В исследовании приняло участие 2 груп ...

Особенности личности ребенка старшего дошкольного возраста
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психичес ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru